Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ялангтуш Бахадур

Ялангтуш Бахадур

Военачальники

военачальник, бий, политик, правитель крупного удела, наместник бухарских ханов в Самарканде


Ялангтуш Бахадур также Жалантос Бахадур (в мировой востоковедческой традиции Ялангтуш Бахадур), узб. Yalangto'sh Bahodir, каз. Жалатс баадр, Жалатс Сейітллы, (1576, Нурата, Бухарское ханство — 1656, Самарканд, Бухарское ханство) — военачальник, бий, политик, правитель крупного удела, наместник (эмир) бухарских ханов в Самарканде. Его имя по всей видимости является прижизненным прозвищем, вариация имени «Жалан тос бахадур» дословно переводится как «богатырь с открытой грудью».

Правописание имени

Имя этого полководца в форме Ялангтушбий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве, так и в Сефевидском государстве.

Ялангтуш —

(1) Он!

(2) По повелению его величества хана.

(3) Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык, мое слово.

(4) Да будет ведомо правителям, арбабам и сборщикам податей области Ура-Тюбе, (5) что так как три с половиной [меры] милковой воды до сего в силу августейшего (6) указа были утверждены [в виде] суюргала за сливками подтверждения, муллой Ходжа-арбабом,

(7) а теперь перешли к его сыну Ходжа Бабе и [последний] имеет на руках августейшую грамоту Абдулла-хана, — да озарится его могила

Имя в форме Ялангтушбий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве, так и в Сефевидском государстве.

его высочеству, убежищу эмирского достоинства, орудию управления, постоянно доблестному, великому эмиру, обладающему правильным мнением и рассудительностью, (11) покровителю учёных и просвещённых наставнику добродетельных и праведных творящему богоугодные дела и милостыни, устроителю державы, султаната и могущества (12) высокодостойному Ялангтуш бию, благородному сыну высокопоставленного убежища эмирского достоинства, прощённого, потонувшего в морях милосердия аллаха, владыки-создателя (13) Бой ходжи бия

— http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1600-1620/Dok_buchar_agrar_17_19/1-20/6.htm

Ялангтуш бахадур повелел написать на стенах медресе Шердор на площади Регистан в Самарканде его имя как инициатора строительства. Оригинальная надпись датируется 1619 годом. В частности, излагается, что "Когда архитектор изобразил свод его арки то небо от удивления прикусило новую луну, как палец, так как Ялангтуш Бахадур был основателем его, то год постройки его назван "Ялангтуш Баходур" ".

Таким образом, по документам полное имя Ялангтуша звучит в двух вариантах: Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык и Ялангтуш Баходур.

В российской дореволюционной историографии его называли только Ялангтушбием. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его тоже называют «Ялангтуш Багадуром».

В исторической литературе чаще используется вариация имени Ялангтушбий.

Над надгробном камне, его имя высечено «Ялангтушбий».

На плите, установленной у его могилы, его имя на современном узбекском языке высечено кириллицей как «Ялангтуш Боходур».

В казахстанской историографии и преданиях его имя звучит как «Жалантос», тем не менее в документах, принадлежавших ему самому, его имя написано как Ялангтуш бий.

Происхождение

Согласно устным источникам Жалантос родился в присырдарьинских землях в 1576 году, в родовых кочевьях казахского рода алшын Торткара (племя Алимулы). Это территория современного Казалинского района Кызылординской области. Отец Жалантоса Сейткул-кази, был зажиточным и влиятельным человеком в этих землях, пользовался большим авторитетом. Территории современного Узбекистана входили в ареал кочевок племени алимулы. В 1581 г. Шыгай хан и отец Жалантоса Сейткул перекочевали в горы Нурата под Бухару. Является двоюродным дедом Айтеке Би.

Согласно письменным источникам и юридическим документам, Ялангтуш бахадур происходил из рода алчин, а отца его звали Бой Ходжа, Отец с сыном были учениками Ходжа Хошима Дагбеди — потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандия Махдуми Аъзама (1461—1542). Ялангтуш бахадур и его дочери (Иклима бону, Ойбиби) были похоронены на кладбище в Дагбите у ног Ходжа Хошима Дагбеди. Согласно документу от 1643 года, у него был сын Бойбек, который тоже был грамотным. Однако он умер раньше отца, в документе от 1650 года пишут, что он скончался

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ