Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ямпольский, Абрам Ильич

Ямпольский, Абрам Ильич

Педагоги

29 октября 1890 - 17 августа 1956

советский скрипач и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории


Абрам Ильич Ямпольский (29 октября (11 октября) 1890, Екатеринослав — 17 августа 1956, Москва) — советский скрипач и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории. Один из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), доктор искусствоведения (1940).

Биография

Учился в Петербургской консерватории по классу скрипки у Сергея Коргуева, а также композиции у Николая Соколова, Язепса Витолса и Максимилиана Штейнберга. По окончании консерватории в 1913 вернулся в Екатеринослав, выступал в качестве солиста и камерного музыканта, занимался преподаванием. В 1920 уехал в Москву, где получил место заместителя концертмейстера в оркестре Большого театра. Два года спустя вошёл в состав Персимфанса, а также получил место преподавателя Московской консерватории (с 1926 — профессор, с 1936 — заведующий кафедрой скрипки), преподавал также в Институте имени Гнесиных.

Абрам Ямпольский — один из основоположников современной отечественной скрипичной школы. Его преподавание основывалось на глубоко индивидуальном подходе к каждому ученику, развитии творческого чувства и темперамента исполнения. Практически всех своих воспитанников он провёл от первых шагов в обучении до стадии зрелого, сформировавшегося артиста. Среди учеников Ямпольского — Леонид Коган, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Юрий Янкелевич, Марк Лубоцкий, Михаил Фихтенгольц, Леонарда Бруштейн, Алексей Горохов и многие другие известные скрипачи.

Свои педагогические методы Ямпольский изложил в брошюрах — «О методе работы с учеником» (1959), «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача» (1968). Под редакцией А. И. Ямпольского были изданы этюды для скрипки, он также является автором каденций к концертам Бетховена, Брамса и Паганини, множества переложений для скрипки и фортепиано.

Скончался в Москве в 1956 году, похоронен на Новом Донском кладбище.

Брат —— Ямпольский Марк Ильич (1879, Екатеринослав —— 1951, Москва) — советский виолончелист, педагог.

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (28.12.1946)

Библиография

Декламация в legato

Внутри фраз, исполняемых legate возможно осуществлять декламационное произношение отдельных звуков. В этом случае на начало каждого такого звука следует делать небольшой импульс горизонтального движения а перед началом следующего звука несколько тормозить его.

Этот прием следует совершать весьма отчетливо в эпизодах требующих повышенной декламации (например, в кульминационном монологе перед репризой второй части концерта № 7 Шостаковича). В минимальной же степени это возможно практически во многих эпизодах — даже созерцательного характера.

При декламации в legato каждый звук как бы приобретает форму, завершенность, возникает скрипичное bel canto. У крупных современных скрипачей этот прием почти всегда присутствует в кантилене. Однако в учебном процессе следует быть осторожным с его применением. Требовать его от ученика можно только при совершенном овладении основными штрихами и уже сформировавшемся художественном вкусе, чувстве меры, так как даже при небольшом злоупотреблении этот прием может привести к карикатурности в игре.

А. И. Ямпольский отмечал, что часто за чрезмерной декламацией скрывается плохое legato. К этому можно добавить — и отсутствие настоящего высокоразвитого художественного вкуса.

В скрипичной литературе существует множество эпизодов (например, в концертах Бетховена, Брамса), где legato должно» быть как бы кристально чистым, спокойным, без подчеркивания: переходов из звука в звук. При исполнении медленных частей! сонат Баха также весьма пародийно прозвучит декламационное подчеркивание относительно коротких звуков при длинной лиге. В подобных случаях целесообразно применять лишь общее ускорение или замедление скорости ведения смычка.

Акцентировка в legato

Нередко в legato необходимо применять яркую акцентировку (например, в эпизодах героического плана — начало концерта № 1 Паганини). Её степень определяется характером музыки. Атака звука в legato, как и в detache, совершается импульсом горизонтального проведения смычка, который может для усиления динамики соединяться с уколом — нажимом «в струну». Акцентировка часто совершается в начале лиг, что нетрудно осуществить, овладев видами detache и martele. Большую сложность представляет акцентировка звука внутри лиги (совпадающего с сильной долей такта, или специально акцентируемого), когда атака звука должна осуществляться без смены направления движения смычка и без его остановки. В таких случаях следует исходить из принципа исполнения штриха Виотти, первоначально исполняя паузу перед акцентированным звуком, а затем постепенно переходя к слитному штриху.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ