Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ямпольский, Михаил Бениаминович

Ямпольский, Михаил Бениаминович

Историки

День рождения 06 декабря 1949

российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог


Михаил Бениаминович Ямпольский (род. 6 декабря 1949, Москва) — российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. С 1991 года живёт и работает в США.

Биография и научная деятельность

Родился в 1949 году в семье врачей. В 1971 году окончил романо-германский факультет Московского педагогического института. По причине своего еврейского происхождения долго не мог найти никакой работы. Три года преподавал французский язык в школе . Занимался репетиторством за пять рублей в час, потом сумел устроиться в НИИ киноискусства.

С юности мечтал о карьере драматурга, но (и отчасти — случайно) попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник НИИ киноискусства. Кандидат педагогических наук (1977).

С начала 1980-х годов регулярно принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне. На рубеже 1980-90-х в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована пьеса Ямпольского «Гиньоль». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР. В 1991—1992 годах — сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством Валерия Подороги).

Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название: «Ad Marginem», то есть «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением. В 1991 году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти-центра. Для самого учёного выбор его кандидатуры для стажировки в Гетти стал неожиданностью: заявку туда он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.

Доктор искусствоведения (1991). С 1992 года — профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», член Общественного консультативного совета «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», член редколлегии петербургского кинокритического журнала «Сеанс». Автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального. В России за последние двадцать лет выпустил двенадцать книг и множество статей.

Книги

  • Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911—1933 гг. / Составитель и переводчик М. Ямпольский. М.: Искусство, 1988.
  • Годар Жан-Люк. Страсть: между чёрным и белым / Составитель, переводчик, интервью, статья М. Ямпольский. Париж: 1991.
  • Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: Киноведческие записки, 1993 (Из истории киномысли).
  • Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993 (Ad Marginem).
  • Бабель / Babel (в соавторстве с Александром Жолковским). М.: Carte blanche, 1994.
  • Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис. М.: НЛО, 1996.
  • Хичкок / Трюффо / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996 (Киноведческие записки).
  • Беспамятство как исток. Читая Хармса. М.: НЛО, 1998.
  • Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000 (Passe-partout).
  • О близком. Очерки немиметического зрения. М.: НЛО, 2001.
  • Физиология символического. Кн. I. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: НЛО, 2004.
  • Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка. М.: РГГУ, 2004 (Лекции зарубежных ученых в РГГУ).
  • Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004 (Кинотексты).
  • Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007.
  • Муратова.Опыт киноантропологии. СПб.: Сеанс, 2008.
  • «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределённости. М.: НЛО, 2010.
  • Наблюдатель. Очерки истории видения. / Издание второе. СПб.: Сеанс; Порядок слов, 2012
  • Пространственная история. Три текста об истории. СПб.: Сеанс, 2013.
  • Живописный гнозис. Гриша Брускин, "Алефбет", индивидуальное спасение, двоемирие, эсхатон, гнозис. М.: BREUS, 2015.
  • Из хаоса. (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб.: Порядок слов, 2015.
  • Пригов: Очерки художественного номинализма. М.: НЛО, 2016.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ