Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Янбухтина, Альмира Гайнулловна

Янбухтина, Альмира Гайнулловна

Наука - Другое

День рождения 28 июля 1938

российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса


Янбухтина Альмира Гайнулловна (род. 28 июля 1938 года, Уфа) — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС).

Биография

Янбухтина Альмира Гайнулловна родилась 28.07.1938 года в г. Уфе. Раннее детство Альмиры Гайнулловны пришлось на годы войны. Она жила в деревне Каран Буздякского района (100 км. от Уфы) в доме у бабушки по материнской линии. В 1937 году, за год до её рождения, был репрессирован как враг народа и расстрелян её дедушка, Давлетша Янбухтин, (по отцовской линии). Её отец, Гайнулла, больной туберкулёзом, не смог пережить эту трагедию. Мама, по специальности лесотехник, работала в питомнике Непейцевской лесной опытной станции.

Выбор будущей профессии девушки определился благодаря Людмиле Васильевне Казанской, родственнице Альмиры. Людмила Васильевна была первым профессиональным искусствоведом в Уфе, получившим образование в Ленинградском университете по специальности теория и история искусств и многие годы работала хранителем в Художественном музее им. М.В. Нестерова. Альмира часто ездила к ней в музей.

В 1960 году Альмира Гайнулловна поступила в Академию художеств, в художественный институт им. И.Е. Репина, на очное искусствоведческое отделение. В этом же году умерла её мать. Девушка осталась без родителей, жила в общежитии в Ленинграде на свою стипендию. Учась в академии она приняла участие в бунте студентов против присвоения Президенту Академии Художеств СССР В. А. Серову учёной степени доктора искусствоведения. Результатом могло быть исключение и института, но закочилось только годовой задержкой в выдаче диплома.

Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге она окончила в 1966 году, позже закончила аспирантуру НИИ Художественной промышленности в Москве (Научный руководитель профессор Э.В. Померанцева).

После окончания института А.Янбухтина семь лет работала преподавателем на кафедре архитектуры строительного факультета Уфимского нефтяного института и столько же в художественном объединении «Агидель» в должности искусствоведа – научного консультанта. Тема кандидатской диссертации — «Ткань и интерьер. К вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища». В ней она разработала свою методологию изучения художественного содержания и смысла традиционного предметно-средового окружение человека. В 1976 году она защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук

Одновременно с преподавательской деятельностью в УГАЭС А.Янбухтина более четырёх лет (с 1998 года) работала над докторской диссертацией, в которой смогла проанализировать проблемы развития башкирского декоративного искусства комплексно и в динамике на протяжении всего ХХ века: от архаических форм с его архетипами, до современных. Тема диссертации: «Декоративное искусство Башкортостана в XX столетии: народное творчество, художественные промыслы, профессиональное искусство».

Второй большой темой в исследовательской деятельности А.Янбухтиной, было изучение творчества основателя Уфимской школы пейзажной живописи А.Э. Тюлькина, с которым она была знакома, круга его художников и учеников. В 1969 году опубликована её первая статья на данную тему в журнале «Творчество», в 1970 — в журнале «Урал». В 1975 году в Ленинграде вышла монография, посвящённая творчеству А. Тюлькина, в 1977 году в журнале «Искусство» - статья «Художник и педагог». Тема «А.Э. Тюлькин — художник-педагог и его ученики» продолжает раскрываться все новыми гранями.

Результатом многолетней работы А. Янбухтиной над изучением творчества А.Э. Тюлькина, периодизацией, анализом ключевых произведений художника, является введение имени уфимского мастера живописи в ценностную систему развития истории отечественного искусства, становится доказательством того, что не только в столицах, но и в провинции, идёт активная художественная жизнь, появляются яркие имена.

В 1989 году по поручению коммерческого банка «Восток», на его средства она начинает формирование коллекции современного и традиционного искусства Башкортостана. С небольшим штатом сотрудников (А.Гарбуз, Л.Матвеева, Ю. Рахимкулова, Р.Файрузова) сравнительно за короткий срок удалось собрать и документально обработать более 500 произведений башкирских художников. Был создан архив, связанный с творчеством авторов, чьи работы вошли в музейное собрание.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ