Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Янь Вэньгуй

Янь Вэньгуй

Живопись

китайский художник


Янь Вэньгуй (кит. ; также иногда Янь Гуй кит. ; кон. X – нач. XI вв.) — китайский художник.

Биография

Сведения о художнике немногочисленны и подчас противоречивы. Точная дата его рождения неизвестна (разные авторы строят разные предположения относительно этой даты), однако известно, что он происходил из Усина, пров. Чжэцзян. Все источники сообщают, что первоначально Янь Вэньгуй числился в армии, где занимал интендантскую должность. С приходом к власти императора Тай-цзуна (976—997) он покинул армейскую службу, и перебрался в столицу империи Бяньлян (как полагают, это произошло в конце 970-х годов). Там он стал зарабатывать тем, что торговал своими картинами с пейзажами и жанровыми сценками на улице, ведущей к Тянь Мэнь (Небесному мосту). Предполагают, что его учителем был мало известный художник Хао Хуэй.

Как часто бывает в китайских жизнеописаниях, Вэньгую помог случай: его картины на улице увидел придворный живописец Гао И. Он был действующим членом Академии Ханьлинь, специализировался на росписях храмов божествами, и обратился к императору с просьбой, чтобы тот позволил использовать Янь Вэньгуя в качестве помощника для росписи стены пейзажем. Император дал разрешение, и вскоре художник был зачислен в императорскую Академию. Любопытно, что сам Гао И стал членом Академии Ханьлинь тоже по воле случая: он торговал лекарствами, которые заворачивал в бумагу, собственноручно разрисованную разными божествами и демонами до тех пор, пока эти работы не увидел родственник будущего императора Тай-цзуна, который и порекомендовал его императору. Эти примеры дают представление, какими, порой, довольно неожиданными, путями формировался штат императорской Академии.

В исторических анналах сохранилась запись о том, что в 988 году Янь Вэньгуй расписал веер, который очень понравился императору. Сведения о старинных китайских мастерах обычно расцвечены разными анекдотами и легендами, отличить правду от вымысла в которых очень трудно. В связи с веером и Вэньгуем сохранился анекдот о том, как император наказал Янь Вэньгую написать на веере портрет своего министра с намёком, что это должен быть портрет Гао И. Вэньгуй преподнёс императору белый шёлковый веер, а когда тот перевернул веер другой стороной, он обнаружил там автопортрет самого Янь Вэньгуя. Император был расположен к Вэньгую и не лишён чувства юмора, поэтому шутка ему понравилась.

В старинных китайских источниках есть сообщения, что Янь Вэньгуй принимал участие в росписи храма Сянгуо, а также монастыря Юйцинчжаоин. Китайский историк и критик искусства Го Жосюй (XI в.) в своём труде «Записки о живописи» сообщает, что этот монастырь начали строить в правление под девизом «Дачжун сянфу», то есть в 1008-1016гг, когда страной правил уже третий император сунской династии Чжэнь-цзун (997—1022). Го Жосюй пишет, что в свободное от работы в монастыре время Янь Вэньгуй написал пейзажный свиток, который увидел дунъи Лю Ду. Он и порекомендовал художника на более высокую должность «дайчжао» («ожидающий императорских указаний») в Академии Ханьлинь, а император Чжэнь-цзун сразу утвердил эту рекомендацию. В этой должности Янь продолжал служить в придворной Академии, сблизившись с одним из ведущих художников Гао Кэмином, с которым в дальнейшем его связала тесная дружба.

Точная дата кончины мастера не известна. По мнению одних авторов, он умер в 20х годах XI века, по мнению других, пережил Чжэнь-цзуна (997—1022) и скончался во время правления следующего императора — Жэнь-цзуна (1022—1063), приблизительно в 40-х годах XI века.

Творчество

Янь Вэньгуй принадлежал к крупнейшим мастерам пейзажа. Вначале его творчество находилось под сильным влиянием одного из основателей сунской пейзажной школы – Ли Чэна. Об этом свидетельствует свиток «Строения среди гор и рек» (Тушь, бумага. Осака, Муниципальный музей), который считают одним из самых ранних произведений художника. На нём можно видеть величественные горы, контрастирующие с водной гладью, разнообразие рельефа почвы, как будто нарочно сконструированное художником, и среди этого великолепия следы человеческого присутствия в виде домов и кораблей. Картина написана тремя разновидностями мазка кисти, которые использовал в своё время Ли Чэн. Этот свиток считают если не подлинником, то, по крайней мере, копией передающей суть творчества Янь Вэньгуя.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ