Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бирюков, Виктор Ефимович

Бирюков, Виктор Ефимович

Архитектура

24 марта 1912 - 21 января 2015

архитектор системы государственного планирования единой транспортной сети СССР


Виктор Ефимович Бирюков (24 марта 1912, Рузаевка — 21 января 2015, Москва) — советский железнодорожник, заместитель председателя Госплана СССР, соратник А. Н. Косыгина и Н. К. Байбакова. Имел 70 лет трудового стажа в транспортной сфере, в том числе 24 года — в Госплане СССР. Главный инженер Московской железной дороги с 1954 по 1963. Внёс значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали. На момент кончины являлся старейшим железнодорожником России. Помимо железной дороги занимался проблемами развития автомобильного, водного и авиационного транспорта. По оценке экспертов — архитектор системы государственного планирования единой транспортной сети СССР.

Биография

Образование и военная служба

Родился 11 (24) марта 1912 г. в многодетной семье паровозного машиниста на крупном железнодорожном узле Рузаевка Пензенской губернии, ныне Республика Мордовия. Через несколько лет семья перебралась на Украину, на станцию Конотоп. В 16 лет Виктор окончательно определился с выбором профессии и в 1928 поступил в транспортный техникум. Трудовую деятельность начал в 1931 году слесарем по ремонту паровозов, техником бюро рационализации депо Сновск Западной железной дороги.

Окончил Конотопский железнодорожный техникум и Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Служил в 1933—1935 в Красной Армии на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны.

На железной дороге

В время Великой Отечественной войны Бирюков работал на стратегически значимой Московско-Киевской железной дороге, посредством которой производилось обеспечение фронта оружием, боеприпасами, техникой и вооружениями, продовольствием, медикаментами. Был начальником паровозного депо Малоярославец, где обеспечивал ремонт паровозов и выполнял особые задания по восстановлению движения поездов после разрушений военного времени. Бесперебойное функционирование железной дороги помогало освобождению городов московско-киевского направления.

В 1943 году, будучи начальником паровозного депо Малоярославец, по просьбе машиниста Елены Мироновны Чухнюк (впоследствии Героя Социалистического Труда) отремонтировал «израненный» на фронте паровоз, фактически не подлежавший ремонту и восстановлению. Вскоре был назначен начальником Брянского отделения паровозного хозяйства, на этом посту встретил Победу в 1945 году.

На Московской железной дороге (включая отделения, вошедшие в 1959 году в её состав) отработал около 30 лет. С 1946 года — первый начальник Брянского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Затем начальник Московско-Киевского отделения.

В 1954—1963 был главным инженером Московской железной дороги. На этот пост его назначил первый начальник МЖД Леонид Карпов. По поручению МПС Бирюков сконцентрировался на строительстве объектов инфраструктуры, электрификации дороги, переводе движения на тепловозную и электровозную тягу, техническом перевооружении на автоматическую блокировку и централизацию, внедрении новых для того времени технологий по ремонту подвижного состава. Много занимался хозяйством Большой московской окружной.

Госплан СССР

В 1963 по рекомендации министра путей сообщения СССР Б. П. Бещева был переведён в Госплан СССР и назначен начальником подотдела планирования железнодорожного транспорта. Прошёл путь до заместителя председателя Госплана СССР по транспорту, в то время Н. К. Байбакова.

В период работы в Госплане Бирюков занимался строительством Байкало-Амурской магистрали (1974—1987), Волго-Балтийского канала, вокзалов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, внутренних водных и морских путей, магистральных газопроводов (Уренгой—Помары—Ужгород), автомобильных дорог, электрификацией важнейших железнодорожных направлений, информационно-вычислительными центрами, а также международным сотрудничеством в транспортной сфере.

Этот этап деятельности Бирюкова отмечен также его участием в составлении проектов пятилетних планов, подготовке постановлений правительства по комплексным вопросам развития единой транспортной системы, крупнейшим стройкам объектов транспортной инфраструктуры.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ