Дмитрий Петрович Боткин (12 сентября 1829, Москва — 1889, Харьковская губерния) — предприниматель, коллекционер, потомственный почётный гражданин. Совладелец чаеторговой фирмы «Петра Боткина сыновья». Председатель Московского общества любителей художеств (1877—1888), член Московского художественного общества, почётный член петербургской Академии художеств.
Биография
Родился 12 сентября 1829 года в семье основателя чайной фирмы в Москве П. К. Боткина (1781—1853). В двух браках родилось 22 ребёнка, из них совершеннолетия достигли 14 человек.
Д. П. Боткин ещё в молодости увлёкся коллекционированием, главным образом картин, акварелей и рисунков. К 1882 году его собрание насчитывало свыше 100 картин, главным образом полотна западноевропейских художников, в основном французская живопись XIX века: полотна Ш. Ф. Добиньи, Ж. Б. К. Коро, Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле, Т. Руссо, Ф. Руссо, К. Тройона; имелись картины австрийских, бельгийских, голландских, испанских, итальянских, немецких, шведских, швейцарских и американских художников. В приобретении картин ему помогал его друг, художник А. П. Боголюбов, постоянно живший в Париже.
В 1862 году Д. П. Боткин приобрёл дом у банкира и коллекционера А. Ф. Марка вместе с картинами О. Верне, А. Ахенбаха, М. Л. Вотье, К. Куккука и А. П. Боголюбова; среди них — «Дети короля Эдуарда IV» П. Делароша. Коллекция Боткина пополнялась при распродажах из художественных собраний: В. А. Кокорева (К. Тройон), Александра Борисовского (Т. Руссо) и др.
Пётр Боборыкин отмечал в 1881 году: «Сто с небольшим картин, находящихся у Д. П. Боткина, стоят в настоящую минуту, по крайней мере в пять раз больше того, что он за них заплатил. Некоторые мастера… Коро, Руссо, в особенности Мейссонье, Фортуни оказались баснословно дорогими. И теперь эта коллекция представляет собой на скромную оценку капитал в два миллиона франков».
Собрание Боткина до 1867 года размещалось в родительском доме в Петроверигском переулке (дом № 4).
Д. П. Боткин отличался набожностью. Женившись на Софье Сергеевне Мазуриной (1840—1889), внучке известного московского городского головы А. А. Мазурина, он обзавелся собственным домом, на улице Покровке (ныне д. № 27), приобретённым у Марка. Сюда каждый год привозили для молебна чудотворную Иверскую икону и образ Спаса из кремлёвской часовни у Спасских ворот. Здесь же была размещена коллекция Боткина. Здесь же была размещена галерея Боткина, представлявшая во второй половине XIX века одну из московских достопримечательностей. О Галерее Боткина упоминалось во многих путеводителях наряду с Третьяковской галереей и галереей К. Т. Солдатёнкова; три «картинные комнаты» с разрешения хозяина в определенные часы мог посмотреть любой желающий.
Сын, Сергей Боткин оставил мемуары, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. В них он, в частности, рассказал об эстетических пристрастиях отца: «В его время… Моне и многие другие импрессионисты уже существовали, но не смогли ещё переродить твёрдо установившегося вкуса и понимания тогдашнего поколения». Вместе с тем, Сергей Боткин отмечал, что отец «ушёл далеко от академических вкусов первой половины XIX века… всецело был под влиянием прелести» барбизонской школы. Знаток московского купечества Павел Бурышкин отмечал, что симпатии Боткина-собирателя, «были космополитичны и не заключали в себе ничего народнического, никакого стремления к отечественному». Наибольший интерес у Дмитрия Петровича Боткина вызывали ландшафты и исторические сцены.
Работы русских живописцев появлялись в собрании «случайным» образом: Три эскиза А. А. Иванова, попали к Боткину от брата Михаила; И. Н. Крамской выполнил портрет жены Боткина — С. С. Боткиной. Ещё имелись работы В. Г. Перова («Учитель рисования»), Ф. А. Васильева («После грозы»), В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, А. А. Риццони, А. А. Харламова и А. П. Боголюбова.
Д. П. Боткин принимал участие в открытии в Химках Арнольдовского училища для глухонемых; был членом попечительского совета Александровского коммерческого училища.