Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Веселовский, Алексей Николаевич

Веселовский, Алексей Николаевич

Литературоведы

русский литературовед, профессор; почётный академик Санкт-Петербургской АН по разряду изящной словесности ; брат академика Александра Николаевича Веселовского


Алексей Николаевич Веселовский (1843, Москва — 1918, Москва) — русский литературовед, профессор; почётный академик Санкт-Петербургской АН по разряду изящной словесности (1906); брат академика Александра Николаевича Веселовского. Специалист по западноевропейской литературе: широкой популярностью пользовались работы Веселовского о Мольере и байронизме.

Биография

Родился 27 июня (9 июля) 1843 года в семье военного педагога генерал-майора Николая Алексеевича Веселовского (?—1885).

Недолго пробыв на военной службе в 1860 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1863 году. По окончании курса до 1866 года находился за границей, где занимался помимо истории литературы, историей театра и музыки. Первая его статья — «Музыка у славян» («Русский вестник», 1866).

По возвращении в Россию учительствовал и занимался срочной работой в разных газетах, что не помешало появиться в свет в 1870 году его книге «Старинный театр в Европе». В 1876—1883 годах преподавал на московских Высших женских курсах

В 1879 году за монографию «Этюды о Мольере. Тартюф» был удостоен степени доктора истории всеобщей литературы. С 1881 года — профессор в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков, а с 1903 года — на Высших женских курсах.

В 1901—1904 гг. — председатель Общества любителей российской словесности; с 1906 года — почётный академик по Разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук.

По своим методологическим воззрениям Веселовский — сторонник историко-культурной школы. «Я считаю себя последователем и учеником Пыпина. В моих работах я обязан ему многими возбуждениями, советами, внушениями». Как и Александр Николаевич Пыпин, Веселовский в литературе прежде всего ценил прогрессивность идей. В этом плане написано его «Западное влияние в русской литературе» (выдержавшее пять изданий). Патетика книги — в борьбе с «пароксизмом племенной исключительности», в желании «ввести развитие русской мысли и творчества в круг европейского умственного движения» (из предисловия). Отсюда — небрежение Веселовского к собственно литературной стороне поэтических фактов, к их формам и стилю. Отсюда и тот публицистический дидактизм, который у Веселовского всегда заменял социологический анализ явления.

Вместе с женой, Александрой Адольфовной (1840—1910), он перевёл три тома «Греческой истории» Курциуса (М., 1880), 3-й том «Римской истории» Момзена, «Данте» Вегеле (М., 1881) и др.

Библиография

  • Старинный театр в Европе. — М., 1870;
  • Этюды о Мольере. Тартюф. — М., 1879;
  • Этюды о Мольере. Мизантроп. — М., 1881;
  • Западное влияние в русской литературе, 1-е изд. — М., 1883; 5-е изд., М., 1916;
  • Этюды и характеристики, 1-е изд. — М., 1894; 4-е, М., 1912 (2 тт.);
  • Байрон, Биографический очерк. — М., 1902 и М., 1914;
  • Герцен-писатель. — М., 1909;
  • Грибоедов (биография). — М., 1918.
  • Статьи в «Беседе», 1871—1872; «Неделе», 1873—1880; «Санкт-Петербургских ведомостях», 1873—1874; «Вестнике Европы» с 1877; «Русских ведомостях» о 1883 и др.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ