Выготский, Лев Семёнович: биография
Места работы после 1924 г.
- Московский государственный институт экспериментальной психологии (с 1924 — научный сотрудник 2 разряда, с 1931 — действительный член),
- Государственный институт научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1927—1934),
- Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ) (1929—1931),
- Клиника нервных болезней при Первом Московском государственном университете (1-й МГУ) (в должности ассистента, затем заведующего психологической лабораторией; см. Россолимо, Григорий Иванович) (1929—1931)
- Второй Московский государственный университет (2-й МГУ) (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ —
- Московский педагогический государственный университет (МГПИ им. А. С. Бубнова) (1930—1934; заведующий кафедрой педологии трудного детства) и
- 2-й Московский государственный медицинский институт (МГМИ) (1930—1934; заведующий кафедрой общей и возрастной педологии);
- Исследовательский институт научной педагогики при 2-м МГУ (вплоть до ликвидации института в 1931 г.)
- Институт по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии [2] (член секции с 17.03.1930: АРАН. Ф.350. Оп.3. Д.286. ЛЛ.235-237об [3])
- Государственный научный институт охраны здоровья детей и подростков имени 10-летия Октябрьской революции (с начала 1931 г. в должности зам.директора института по научной части)
- Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ им. М. С. Эпштейна) (1929—1934, научный руководитель исследовательской лаборатории)
Также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в апреле 1929 года).
Семья и родственники
- Родители — Симха (Семён) Львович Выгодский (1869—22 октября 1931) и Циля (Цецилия) Моисеевна Выгодская (1874—25 мая 1935). Отец Л. С. Выготского был одним из организаторов «Общества распространения просвещения среди евреев», в рамках которого в Гомеле открылась общественная публичная библиотека.
- Сёстры и брат:
- Жена (с 1924 года) — Роза Ноевна Смехова (1899—1979).
- Дочери:
- Двоюродный брат — Давид Исаакович Выгодский, поэт, литературовед, переводчик (его жена — детская писательница Эмма Иосифовна Выгодская).
Научный вклад
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм человеческой деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», незаконченная рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя «высшие» формы поведения к «низшим» элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психологических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психологических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это «динамическая смысловая система» находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» лишь однажды встречается в текстах самого Выготского, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского. С начала 21 века во всем мире происходит исторический анализ упущенных возможностей в оригинальной теории Выготского, пересмотр традиционных оценок творческого наследия Выготского советского периода и разработка новых, — изначально задуманных автором, но впоследствии забытых или проигнорированных в советской психологии 20 века—путей его развития на современном этапе (см., напр.). Это интеллектуальное движение в ряде недавних публикаций стало широко известно как «ревизионистская революция» в выготсковедении.