Анна Мария Гартуэйт (англ. Anna Maria Garthwaite, 14 марта 1688, Харстон, Лестершир — октябрь 1763, Лондон) — британская дизайнер по текстилю, наиболее известная как автор цветочных узоров для шелковых тканей, сотканных вручную в общине Спиталфилдс (в настоящее время входит в состав лондонского боро Тауэр-Хамлетс). Гартуэйт считается одним из самых значимых дизайнеров своего времени. Большинство оригинальных акварелей с её работами сохранились до наших дней. Шелка с её узорами были идентифицированы в коллекциях одежды по всему миру.
Биография
Анна Мария Гартуэйт родилась в семье преподобного Эфраима Гартуэйта (1647—1719) из Грантема и его жены Реджойс Хаустед. На момент рождения Анны Марии, Эфраим работал приходским священником в деревне Харстон.
В 1726 году Гартуэйт покинула Грантем и поселилась в Йорке у своей сестры Мэри, которая к тому времени уже была дважды вдовой. В 1728 году они переехали в дом на Принцес Стрит в ткацком районе Спиталфилдса, который находится к востоку от Лондонского Сити. Здесь, в течение трёх десятилетий, Гартуэйт создала более тысячи узоров для шелковых тканей. 874 из её оригинальных акварелей сохранились и находятся в коллекции музея Виктории и Альберта. Большинство из этих работ датированы и сопровождены текстом с инструкциями по тканию и именем ткача, которому они были проданы.
Работы Гартуэйт тесно связаны с модой середины XVIII века на цветочные узоры в стиле рококо с акцентом на ассиметричные структуры и C- и S-образные синусоидальные кривые. Она использовала созданную французским дизайнером Жаном Ревелем технику «points rentrs», которая позволяет создавать почти трехмерные узоры с помощью тщательного затенения. Помимо рисунков для шелков Гартуэйт разрабатывала орнаменты для больших дамастов и цветочные узоры для парчи.
Начиная с 1742—1743 годов английские шелка в целом, и работы Гартуэйт в частности, начинают сильно отличаться от французского стиля, развиваясь в сторону маленьких и ярких натуралистичных цветов, разбросанных по бледному фону. Мода на реалистичные цветочные узоры связана с развитием ботанической иллюстрации в Британии. Французские шелка этого периода больше тяготеют к стилизованным цветам нереалистичных расцветок.
Спиталфильдские шелка широко экспортировались в колониальную Америку, куда из-за навигационного акта был запрещен импорт французских товаров. Сохранились юбки авторства Гартуэйт, которые предположительно принадлежали Марте Вашингтон. Узоры Гартуэйт также встречаются на портретах колониального времени.
Гартуэйт отошла от активной деятельности в 1756 году. Её завещание, датированное 1758 годом, было зачитано 24 октября 1763 года. Анна Мария Гартуэйт была похоронена тремя днями позже, 27 октября 1763 года в Церкви Христа на Принцес Стрит.
Меандрические цветочные узоры работы Анны Марии Гартуэйт (1740) | Фрагмент парчи с пионами, лилиями и розами (1744) | Портрет миссис Чарльз Виллинг из Филадельфии, одетой в платье из шелка, вытканного по рисункам Анны Марии Гартуэйт |
Признание и наследие
Анна Мария Гартуэйт считается одним из наиболее выдающихся дизайнеров своего времени. Малахий Постлеруайт (1707—1767) назвал её в «Универсальном словаре торговли и коммерции» 1751 года одним из трех дизайнеров, которые «внедрили принципы живописи в ткачество».
В 1998 году на доме по адресу «2 Принцлет Стрит, Спиталфилдс, E1», в котором жила и работала Анна Мария Гартуэйт, была установлена мемориальная доска.