Георгий Пахимер (греч. 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью.
Биография
Основным источником нашей информации о жизни Пахимера является стихотворный эпитафий, состоящий из 100 стихов его ученика Филиса Мануила (греч. ).
Пахимер родился в Никее в 1242 г. в семье беженцев из Константинополя. После взятия города крестоносцами Никея стала временной столицей византийцев (Никейская империя). После того как греки отвоевали свою средневековую столицу у латинян в 1261 г., Пахимер переехал в Константинополь и продолжил свою учёбу у Георгия Акрополита.
Пахимер был рукоположен во диакона, но благодаря своему исключительному классическому образованию и будучи противником унии с Римско-католической церковью быстро занял высокие церковные и светские должности протекдика (греч. ) и дикеофилака (греч. — блюститель церковного права). С 1275 г. Пахимер преподавал в Вселенском Училище Константинополя толкование Нового Завета и Патрологию, философию Аристотеля.
Как писатель Пахимер представлял высокий уровень усвоения классических оригиналов, существовавших в его эпоху. Самым значительным его трудом был исторический труд Исторические Записки (греч. X ). Этот исторический труд Пахимера является продолжением одноимённого труда Георгия Акрополита и относится к периоду 1255—1308 гг., то есть к периоду царствования двух первых императоров династии Палеологов Михаила VIII и Андроника II. Работа делится на 13 книг — 6 посвящены Михаилу и 7 Андронику.
Пахимер заявляет, что основная цель его повествования — это правда. Следуя этому основному принципу, Пахимер описывает события, свидетелем многих из которых был он сам, но при этом старается сохранить объективность.
Пахимер писал свою историю, ощутив и сам тяжёлые времена в жизни империи и последствия нашествия турецких племён в Малую Азию, проблему засилия латинян и вытекающую отсюда церковную проблему и конфронтацию в вопросе об унии, поэтому дух его истории пессимистичен.
Классицизм Пахимера
Из письма Пахимера следует его глубокое знание греческих древних классиков, где образцами дле него служат Ксенофонт, Фукидид и Пиндар. Он часто употребляет гомеровскую лексику, чтобы описать героические события, связанные с Иоанном Палеологом и Алексием Филантропом, ссылается на древнюю греческую мифологию, на Законы Платона и Этику Аристотеля.
Пахимер использует не только средневековые греческие имена, описывая топонимику и население Малой Азии, но возвращается к именам из античности. Пахимер также не только именует новые народы именами из древности (например, турецкие племена — персами), но и приспосабливает латинские и тюркские имена к нормам греческого языка.
Пахимер первым из византийских писателей употребляет названия месяцев согласно аттическому календарю. Как учитель и философ Пахимер написал также работы по Риторике (ораторскому искусству), послания, Свод четырёх предметов (греч. ) и Набросок к философии Аристотеля (греч. A), где Пахимер комментирует почти весь труд Аристотеля и который стал именоваться Философией Пахимера (греч. )..
Основные труды
- греч. — Римская история
- греч. — Набросок к философии Аристотеля
- греч. — Девять автобиографических Од
- греч. ,, , — Свод четырёх предметов: арифметики, музыки, геометрии и астрономии .
- греч. — Относительно философских терминов, пяти голосов и десяти категорий .
- греч. ( ) — Теологический труд
- греч. — Парафраз к Святому мученику Дионисию Ареопагиту
- греч. () — Упражнения (риторика)