Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Герстнер, Франц Антон фон

Герстнер, Франц Антон фон

Инженеры

19 апреля 1796 - 12 апреля 1840

австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России


Франц Антон риттер фон Герстнер (нем. Franz Anton Ritter von Gerstner, чеш. Frantiek Antonn Gerstner; 19 апреля 1796, Прага — 12 апреля 1840, Филадельфия) — австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России.

Биография

Франц Антон фон Герстнер был четвёртым ребёнком в семье пражского профессора Франца Иосифа фон Герстнера и его жены Габриэли. Мать умерла, когда Францу было 12 лет. Учился в пражском университете, изучал философию и инженерное дело. По окончании обучения преподавал практическую геометрию и землемерное искусство в Венском политехническом институте.

Стремился реализовать проект по постройке железной дороги между Влтавой и Дунаем. Для этого совершил поездку в Англию для изучения строившихся там первых железных дорог. 7 сентября 1824 года австрийский император Франц II подписал Ф. А. риттеру фон Герстнеру концессию на 50 лет для создания и эксплуатации железной дороги между Ческими-Будейовицами и Маутхаузеном.

В 1825 году женился на Жозефине маркизе фон Ламболин, дочери французского эмигранта.

Железная дорога была построена к 1832 году, к этому времени Герстнер стал известным австрийским инженером, профессором Венского политехнического института.

По приглашению начальника штаба Корпуса горных инженеров К. В. Чевкина от имени Горного ведомства Герстнер прибыл в августе 1834 года в Россию для обозрения горных заводов. Здесь его воодушевила мысль о постройке железных дорог в России. Он уделил три месяца сбору статистики: объездил многие губернии центра России, знакомился с укладом жизни, состоянием дорог, торговли и горного дела. Кроме того, произвёл нивелировку Московского шоссе.

По возвращении в столицу в начале 1835 года он подал записку императору Николаю I, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог:

… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения…

Далее предлагалось проложить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой, затем связать Москву с Казанью и Нижним Новгородом, и продолжить дорогу дальше на юг — до Одессы.

Российские железные дороги

Благодаря участию графа-миллионера А. А. Бобринского, который заинтересовался предложением Герстнера, записка через несколько недель стала предметом рассмотрения в особом, под личным председательством императора, комитете, и хотя было единогласно признано неоспоримо полезным устройство железных дорог в России, при этом высказаны были разные сомнения в финансовом отношении. Кроме того, Герстнер в своём предложении, в числе прочих условий, требовал, чтобы всякая железная дорога, устроенная в России в течение двадцати лет без дозволения его, получившего привилегию, обращалась в его собственность. В этом ему было отказано.

В январе 1835 года Ф. А. Герстнер был принят императором Николаем I. Герстнер представил царю планы строительства железной дороги, после этого записка Герстнера была передана императором главному управляющему путей сообщений К. Ф. Толю, который присутствовал при встрече.

Была образована комиссия для рассмотрения предложений Герстнера, которую возглавил М. М. Сперанский. Образованный комитет по строительству признал полезным и технически возможным строительство железной дороги в России, и Ф. А. Герстнером было получено разрешение на строительство Царскосельской железной дороги. Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Финансировала строительство частная акционерная компания, основным акционером которой выступил граф Бобринский. Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года.

В ноябре 1836 года в ясную, но очень холодную погоду на участке между Павловском и Царским Селом был впервые испытан локомотив Хэкворта. Пробная поездка проходила в присутствии Николая I с семьёй и большого количества людей из всех классов общества.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ