Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Грайс, Герберт Пол

Грайс, Герберт Пол

Лингвисты

13 мая 1913 - 28 августа 1988

лингвист и философ, основатель теории импликатур


Герберт Пол Грайс (13 марта 1913, Бирмингем — 28 августа 1988, Беркли, Калифорния) — лингвист и философ, основатель теории импликатур. Известен как Пол.

Биография

Начальное образование получил в колледже Христа при Оксфорде. После года обучения в публичной школе, проходит пятилетнюю службу в королевском флоте, и только после этого возвращается к академической карьере в Оксфорде, где занимает различные места в иерархии, пока в 1967 году не получает приглашение университета Беркли. Он преподает там в течение сорока лет, даже после официального выхода на пенсию — фактически до самой своей смерти в 1988.

Получил мировую известность в области философии языка. Также внес вклад в классическую философию, как то комментарии к Аристотелю и Канту. Среди увлечений философа значились крикет, шахматы и пианино, в которых он также снискал славу профессионала.

Наиболее известной работой из напечатанного при жизни Грайса являлась его статья в соавторстве со Стросоном под названием «In defence of a dogma» («В защиту догмы»), носящая остро полемический характер против «Двух догм эмпиризма» Куайна. Наиболее известные из идей, изложенных в этой работе, типа коммуникативной импликатуры появляются в 1961 году в статье «The Causal Theory Of Perception» и получают дальнейшее раскрытие уже в гарвардских Лекциях Уильяма Джеймса 1967 года. Следуя взглядам Витгенштейна на значение («знать значение слова значит знать использование слова»), Грайс связывает смысл высказывания с другими аспектами языка. Так, например, фраза «он ещё не сел в тюрьму» значит в классическом смысле, что лицо которое является денотатом высказывания, ещё не понесло уголовной ответственности. Тем не менее, это высказывание будет также иметь смысл, что агент совершил хотя бы одно преступление или совершит его в будущем.

Наследие

«В защиту догмы»

Грайс и Стросон начинают свою работу с анализа различных способов, которыми можно отвергать кантовскую дихотомию и делают вывод о куайновском отказе от аналитического / синтетического различия как осуществленном на крайних примерах использования языка. Они развертывают целый спектр контраргументов против Куайна, но два основных из них связаны с различием между значением высказывания о чём-либо и бессмысленным высказыванием, и с различением «просто» ложной веры и веры, которая ведет к изменению всей концепции, а следовательно к изменению значения высказывания. Например,

  1. Трехлетний ребёнок моего соседа понимает теорию типов Рассела
  2. Трехлетний ребёнок моего соседа является взрослым

Не представляется затруднительным понять о чём высказывание (1), также достаточно очевиден способ доказательства, что высказывание (1) не ложно. Но в высказывании (2) по мнению авторов можно сделать вывод, что говорящий хотел при помощи старых слов передать новый смысл или же «сказать» что ничего не было сказано. Хотя в общем, это и не опровергает позиции Куайна (который отвергал обе эти дихотомии: «старое значение/новое значение» и «что-то сказал/ничего не сказал»), но проливает свет на неоднозначность понятия «смысла высказывания».

Коммуникативная импликатура

Коммуникативная импликатура, в самом общем виде, — это то, что слушающий может понять, от того как что-то сказано, а не от того, что сказано. Люди используют коммуникативные импликатуры все время и, в основном, не знают об этом. Например, когда кто-то спрашивает «Не могли бы Вы закрыть дверь?», слушающий обычно не отвечает «да» или «нет», а выполняет вместо этого неязыковой акт закрытия дверей. Хотя говорящий задал вопрос, слушающий сделал предположение о том, что это просьба.

Грайс первым заметил эту особенность языка, а также первым дал философский анализ этому феномену. Он начинает с того, что все разговоры до некоторой степени кооперативны — таким образом Грайс формулирует Принцип Кооперации: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». При более детальном рассмотрении разговора он выделяет четыре категории с более конкретными максимами. Категория Количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать; к этой категории относятся следующие постулаты:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ