Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Доннер, Георг Рафаэль

Доннер, Георг Рафаэль

Скульптура

24 мая 1693 - 15 февраля 1741

австрийский скульптор и медальер эпохи барокко


Георг Рафаэль Доннер (нем. Georg Raphael Donner, 24 мая 1693, Эслинг — 15 февраля 1742, Вена) — австрийский скульптор и медальер эпохи барокко.

Биография

Происходил из семьи ремесленников, его отец был плотником. Начиная в качестве ученика ювелира, Георг в 1707 году перешел в мастерскую скульптора Джованни Джулиани. Труд с Джулиани дал возможность знакомства с художественным собранием князя Лихтенштейна. Все это имело огромное влияние на художественное сознание скульптора. Позднее его успехи удивляли знатоков, знавших, что Доннер не учился в Италии. В 1710 году в Мюнхене Донне изучал литейное дело, необходимое для создания скульптур из металлов.

К ранним произведениям мастера относят «Меркурия и Амура» (свинец, музей монастыря Клостернойбург), где, возможно, имело место влияние фламандца Франсуа Дюкенуа или Адриана де Врис, произведение которого молодой скульптор мог видеть в Дрездене во время визита к скульптору Пермозер. Некоторое Доннер время работал во дворце Мирабель в городе Зальцбург (скульптурные украшения парадных лестниц дворца).

Придворный скульптор австрийского императора и главный управляющий строительными работами у князя Эстергази. Считается возродителем австрийской скульптуры, освободившим её от подчинения напыщенному, жеманному стилю Бернини. Его произведения, хотя и не вполне чуждые манерности, свидетельствуют, однако, что он внимательно присматривался к натуре, хорошо знал рисунок, искал красоты пропорций и обладал большою техническою ловкостью. Главные из этих произведений — свинцовые фигуры Мудрости и четырёх главных рек Австрии, украшающие собою фонтан на Новом Рынке в Вене; фонтанная группа (Персей освобождает Андромеду) на дворе венской ратуши; мраморная статуя императора Карла VI в Бельведере, «Распятие» над главным престолом капеллы венского Императорского дворца и статуя св. Мартина в Прессбурге.

По заказу архиепископа Зальцбурга Франца Антона фон Гарраха создал ряд штемпелей для монет и медалей.

Творчество

Срок творческой деятельности Доннера был небольшим. Он работал как скульптор монументалист. Однако ему были подвластны и портреты, и конные монументы, и аллегории. Доннер создал барочные аллегории рек Марч и Эннс, которые украсили площадь Нового рынка в Вене. Их и сейчас можно увидеть в Вене.

Как большинство монументалистов, Доннер работал по заказам богатых церквей («Оплакивание Христа», собор в Гурко, «Св. Мартин и нищий», собор в Братиславе), так и по заказам императора. Его художественная манера не сопротивлялась влиянию Лоренцо Бернини или даже итальянского маньеризма (закрученные женские фигуры Андромеды, аллегории реки Марч). Но жесты его скульптур лишены пустого эффекта и приближены к реальности. Мастер хорошо чувствовал металл и мерцающая поверхность шлифованных скульптур пор придает его произведениям выразительности и приближает к совершенству. Вена не похож по климату на южный Рим или жаркий Палермо — необходимости в фонтанах Вена не имел. Этого требовала стилистика барокко. Оригинальные свинцовые аллегории Доннера могли быстро испортиться, как это произошло с свинцовыми скульптурами в Петергофе или Летнем саду. Поэтому венцы бережно спрятали оригиналы талантливого мастера в Музей барокко, чтобы не потерять их навсегда. А заменили на бронзовые копии. Скульптуры Доннера имеются в ряде городов Западной Европы: Будапеште, Братиславе, Вене, Зальцбурге, Санкт-Петербурге.

Увековечение памяти

  • В Вене скульптору установлен монумент на площади Шварценплац. Он стоит во весь рост у скульптурного станка и работает над фигурой Мудрого
  • Бюст скульптора установлен в Братиславе у церкви Св. Мартина.
  • В 2002 году Австрийский монетный двор выпустил золотую монету достоинством 100 евро в честь Георга Доннера.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ