Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дукаревич, Майя Захаровна

Дукаревич, Майя Захаровна

Психологи

14 мая 1925 - 16 августа 2001

практический психолог, специалист по проективным тестам, автор методики «Рисунок несуществующего животного»


Майя Захаровна Дукаревич (14 мая 1925, Москва — 16 августа 2001, Москва) — практический психолог, специалист по проективным тестам, автор методики «Рисунок несуществующего животного».

Краткая биография

Родилась в семье советского чиновника и дворянки. Отец, Дукаревич Захар Ильич, происходил из общины смоленских евреев, работал начальником сектора материальных балансов и начальником строительства в 17-м тресте Наркомата лёгкой промышленности. Мать принадлежала к обедневшему дворянскому роду.

По дворянской традиции до третьего класса девочка получала домашнее образование, обучаясь гувернантками. Дукаревич с детства владела французским и немецким языками, последнему также способствовал тот, факт, что её бонна была немкой. В 1938 году Захар Ильич был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в апреле следующего года расстрелян. Вскоре умерла и мать. Девочка, оставшаяся на попечении старшей сестры, вынуждена была устроиться на фабрику, совмещая работу с обучением в вечерней школе.

Во время Великой Отечественной войны Майя Дукаревич с сестрой перебрались из Москвы в Свердловск, где жила их тётка. Чуть позже туда были переведены некоторые факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, эвакуированные до этого в Ашхабад, и Дукаревич поступила на романо-германское отделение филологического факультета. Однако доучилась она только до пятого курса, когда была отчислена (согласно интервью Дукаревич, опубликованному в журнале «Остров», после войны она всё же закончила МГУ).

Тем не менее Дукаревич продолжала самообразование, найдя своё призвание в психологии. Она работала на должности лаборанта в психологической лаборатории ЦНИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского (зав. Н. Н. Станишевская), в психологической лаборатории МНИИ психиатрии МЗ РСФСР (зав. Б. М. Сегал), в генетической лаборатории МНИИ психиатрии (зав. В. П. Эфроимсон), последним местом работы стал суицидологический научный центр (зав. А. Г. Амбрумова). Несмотря на то, что Дукаревич формально не имела психологического образования и соответствующих научных степеней или званий, она занималась преподавательской работой. Её лекции по характерологии проходили на факультетах повышения квалификации психологического факультета МГУ и Первого Московского медицинского института.

В 1970-х гг. М. З. Дукаревич совместно с Ю. С. Савенко перевели и адаптировали тест Роршаха и методику «Рисунок человека». Тогда же была разработана и методика «Рисунок несуществующего животного». Однако впервые под фамилией автора она была опубликована лишь в 1990-е гг.

Дукаревич было инициировано создание психореабилитационного центра «Свеча» и службы «Телефон доверия». Будучи открытой лесбиянкой, в 1990-е гг. она также занималась проблемами гомосексуальности и помогала созданию объединения писательниц-лесбиянок «МОЛЛИ». По словам Виктора Аксючица, являясь большую часть жизни убеждённым атеистом, под впечатлением от общения с одним из своих пациентов Майя Захаровна всё же приняла православное крещение под именем Мария.

В Самарканде есть Психологическая школа имени Майи Дукаревич .

Рисунок несуществующего животного

Согласно данной методике, для исследования личности испытуемого ему предлагалось изобразить животное, не существующее в реальности. Методика относилась к проективным методам исследования личности, поскольку обладала всеми его признаки, в том числе она содержала неопределённый стимульный материал, который испытуемому предлагалось произвольно структурировать. Однако первоначальный вариант методики содержал лишь своеобразный каталог интерпретаций деталей рисунка и при этом практически не содержал теоретического обоснования этих трактовок. Кроме того, рисунок мог оказаться недостаточно информативным ввиду своей лаконичности. Поэтому последующие исследования методики «Рисунок несуществующего животного» были направлены на её валидизацию и на восполнение этих недостатков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ