Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Золотоносов, Михаил Нафталиевич

Золотоносов, Михаил Нафталиевич

Журналисты

День рождения 19 января 1954

советский и российский журналист, литературный критик, художественный критик, литературовед, искусствовед, историк искусства


Михаил Нафталиевич Золотоносов (род. 19 января 1954, Ленинград) — советский и российский журналист, литературный критик, художественный критик, литературовед, искусствовед, историк искусства.

Биография

Родился 19 января 1954 года в Ленинграде. Отец — Нафталий Менделевич Золотоносов (1923—2003), участник Великой Отечественной войны (радист), ведущий инженер объединения «Красная Заря» (1955—1983), автор ряда изобретений в области телемеханики и электросвязи. Мать — Ида Самуиловна Золотоносова (1931—2007), учитель литературы и русского языка.

В 1977 году окончил факультет автоматизации управления Ленинградского политехнического института по специальности инженер-электромеханик. В течение десяти лет работал в станкостроительном объединении, участвовавал в создании станков с числовым программным управлением (ЧПУ) в качестве программиста. С 1979 года печатался как литературный критик. В 1989 году в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК) защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Концепция личности в советском драматическом театре 1920-х годов» (научный руководитель А. Я. Альтшуллер).

В 1987—1989 годах работал в газете «Смена», в 1989—1990 годах был заведующим отделом публицистики журнала «Искусство Ленинграда», в 1990—1992 годах работал в газете «Час пик», в 1992—1994 годах — в газете «Невское время». Самый длительный период работы Золотоносова, с 1991 по 2004 год, был связан с газетой «Московские новости» (обозреватель отдела культуры по литературе). Одновременно в 1996—1997 годах сотрудничал с газетой «Вечерний Петербург». С 2003 года сотрудничает с журналом «Город 812» в Санкт-Петербурге.

Автор 15 книг и более 2000 статей.

Работы

Автор книг о Константине Мережковском и Чехове. По словам самого Золотоносова, главную идею его биографии Мережковского можно выразить цитатой из Василия Розанова «порок живописен, а добродетель как тускла» (Золотоносов обнаружил ту же фразу у австрийского писателя Захер-Мазоха). По словам автора, скандальные аспекты биографии Мережковского (обвиненного в педофилии) и его гениальность как ученого-биолога представляют две стороны одной медали, сочетание «гения и злодейства». Золотоносов считает аморальность и гениальность Мережковского типичным для Серебряного века (как и для итальянского Возрождения) . По мнению историка Александра Формозова, Золотоносов ошибочно считает Мережковского представителем Серебряного века, тогда как Мережковский принадлежал к предыдущему поколению, а его антихристианская утопия была ближе к идеям социал-дарвинизма.

В работе о Чехове Золотоносов с фрейдистских позиций предпринял попытку реконструкции скрытых причин женофобии писателя, повлиявших, с точки зрения Золотоносова, на особенности его стиля. По словам самого автора, он пытался демифологизировать традиционный для русской интеллигенции образ Чехова как идеального мужчины. Если «Первый Чехов» представлял асексуального «интеллигента в пенсне», то «неофицальный Чехов» является гиперсексуальным и закомплексованным. Золотоносов объяснил замалчивание «Другого Чехова» коллективным столетним заговором между мемуаристами, издателями и критиками. Согласно Золотоносову, Чехов под влиянием медицинских представлений своего времени (растрата невосполнимой «жизненной силы» во время сексуальных отношений) еще в студенческие годы начал испытывать страх перед образом «опасной женщины». По мнению Золотоносова, Чехов заимствовал мотивы женского доминирования и эротического страха перед деспотичными женщинами у Захер-Мазоха. Влияние Захер-Мазоха, по Золотоносову, позволяет декодировать некоторые мотивы и образы русского классика. Чехов, в отличие от Захер-Мазоха, представил вражду полов в смягченном и облагороженным лирическими мотивами варианте. В лаконизме Чехова, по мнению автора, откровенная девиантность Захер Мазоха сохраняется лишь фрагментарно. По мнению Золотоносова, взгляды Чехова на традиционную семью были нестандартными и по сути разрушительными. Золотоносов признает, что его выводы могут показаться шокирующими, однако считает, что они достаточно простые.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ