Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Иддин-Даган

Иддин-Даган

Монархи

1954 годах до н


Иддин-Даган — царь Исина, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1975 — 1954 годах до н. э. Сын Шуилишу

Правление

Его титулы включают: «могущественный царь, царь Исина (иногда царь Ура), царь земли Шумера и Аккада». Название его первого года, зафиксированного в отчёте о выдаче муки, гласит: «Год когда Иддин-Даган (стал) царём (его) дочь Матум-ни-атум (букв. «Земля, которая принадлежит нам») была взята в жены царём Аншана». Предполагают, что этим женихом был Имазу, сын Киндатту, который назван царём Аншана в надписи на печати, хотя он и не известен из других источников. Киндатту, царь древнего Элама из династии Симашки, были, видимо, тем царём, который был изгнан из Ура Ишби-Эррой, основателем династии Исина, но, кажется, отношения между двумя странами с тех пор потеплели. Чуть позже, Тан-Рухуратир правитель Суз женился на на Мекуби дочери правителя Эшнунны Билаламы.

До настоящего времени сохранился лишь один монументальный текст, современный этому царю; ещё два известны по позднейшим копиям. Фрагмент его каменной статуи имеет посвятительную надпись, призывавшую Нин-Исину и Даму наслать проклятье на каждого, кто замыслил что-либо дурное против неё. Две поздние копии на глиняных табличках, упоминающие о некоем неопределенном предмете, созданном Иддин-Даганом для бога Нанны, были обнаружены Леонардом Вулли в Уре, в здании, где располагалась школа писцов. Табличка из храма Энунмах в Уре, датируемая 14-м годом правления Гунгунума в Ларсе (ок. 1920/1919 год до н. э.), после завоевания им этого города, имела оттиск печати, принадлежавшей чиновнику описываемого царя. Ещё одна табличка свидетельствует об изготовлении Иддин-Даганом двух торжественных медных статуй богини Нинлиль, которые последующие 117 лет, вплоть до царствования Эллиль-бани, ни как не могли доставить в Ниппур. Беллетристика сохранила послание Иддин-Дагана к его военачальнику Син-иллату, касающуюся Каккулатума и состояния его войск, а также послание от военачальника, описывающее засаду, устроенную племенами марту (амореями).

Иддин-Даган покорил Дер, причём наместником там стал царевич-наследник Ишме-Даган, как видно этому завоеванию, изолировавшему аморейские племена на юго-востоке Двуречья, придавалось большое значение. Вместе с Дером к царству Исин отошла и Эшнунна, но вскоре Эшнунна вновь отпала от Иддин-Дагана. Там объявил себя независимым правителем Уцуравассу, поставленный там наместником ещё царём Дера, хотя Иддин-Даган ещё некоторое время продолжал удерживать одну крепость в долине Диялы.

На царствование Иддин-Дагана, кажется, приходится период стабильности и мира в истории царства Исина. Его сохранившиеся датировочные формулы не упоминают о какой-либо войне и связаны, прежде всего, с его религиозной деятельностью. Этот правитель также известен из литературных произведений, созданных во время его правления. В хвалебной оде посвящённой Иддин-Дагану также упоминается мир и порядок, воцарившиеся в стране. Правда, перед нами может быть литературное клише — мотив благополучной жизни встречается в гимнах в честь правителя Ура Шульги. Однако в посвящённом Иддин-Дагану есть фрагмент, заслуживающий нашего внимания. Сопоставив его с пророчествами старовавилонсконго периода, в которых содержится описание политических неурядиц, характерных для более позднего времени, мы увидим разительный контраст. Автор гимна обращается к Иддин-Дагану следующим образом:

«Ты сделал безопасными дороги и тропы, позволил стране процветать, вложил справедливость в уста всех людей… Ты возвёл террасы и установил границы… о, Иддин-Даган, твой отец Шуилишу, царь страны Шумер, укрепил основы Шумера и Аккада для тебя. В выполнении повелений Ана и Энлиля ты превзошёл даже его, ты убрал всех врагов.»

Особенно хорошо сохранился гимн посвящённый обряду «священного брака» Иддин-Дагана с богиней Инанной. В этом гимне хорошо описан ход весеннего праздника месопотамского Нового года, где царь Шумера и Аккада вступал в связь с верховной жрицей представляющей богиню Инанну. Этот обряд проводился с целью обеспечения стране плодородия и богатства.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ