Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ингарден, Роман

Ингарден, Роман

Философы

05 февраля 1893 - 14 июня 1970

польский философ, представитель феноменологии


Роман Витольд Ингарден (5 февраля 1893, Краков — 14 июня 1970, Краков) — польский философ, представитель феноменологии.

Биография

Изучал философию и математику во Львовском и Гёттингенском университетах. Защитил докторскую диссертацию в 1918 году у Эдмунда Гуссерля. В независимой Польше преподавал в гимназиях в Люблине, Варшаве и Торуни. Хабилитирован в 1924 году, после чего стал доцентом, а с 1933 года профессором Львовского университета, где и работал до гитлеровской оккупации Львова. В период оккупации (1941—1944) участвовал в тайном обучении и работал над своим главным произведением «Спор о существовании мира». В 1944 г. вернулся во Львовский университет, затем в 1945—1946 гг. профессор Университетa Николая Коперника (Торунь), позднее — Ягеллонского университета в Кракове (1946—1950 и 1956—1963).

Занимался главным образом эпистемологией, онтологией и эстетикой. Был также автором нескольких работ на тему аксиологии, философской антропологии и философии языка. Вначале писал преимущественно на немецком, во время Второй мировой войны перешёл на польский. Перевел на польский язык ряд философских трудов, в том числе «Критику чистого разума» Иммануила Канта.

Был членом Польской академии знаний (до 1951 года) и Польской академии наук.

Вёл переписку с Эдит Штайн, монахиней, позже причисленной к лику святых.

Онтология и метафизика

Значительная часть исследовательской деятельности философа была посвящена вопросам онтологии, которую он трактует как априорное исследование, предметом которого является не то, что фактически существует, а то, что возможно. Онтологию он противопоставляет метафизике, которая стремится ответить на вопросы о том, что существует фактически.

Ингарден отклоняет трансцендентальный идеализм Гуссерля, понимаемый как учение, в соответствии с которым существование так называемого 'реального мира' зависит от сознания. Согласно Ингардену, проблема идеализма — реализма является метафизической, но к ней можно подойти онтологически, путём исследования возможных отношений между сознанием и миром. В работе «Спор о существовании мира» Ингарден стремится описать возможные способы бытия и их возможные соотношения.

Он делит онтологию на формальную, материальную и экзистенциальную онтологии, в соответствии с тремя аспектами, которые можно выделить у любого объекта (формальная структура, качественные характеристики и способ бытия). Категории формальной онтологии связаны с известным онтологическим различением объектов, процессов и отношений. В дополнение к ним Ингарден вслед за Гуссерлем различает категории материальной онтологии; они включают реальные пространственно-временные объекты и объекты высокого уровня, например, произведения искусства. Наконец, философ различает категории экзистенциальной онтологии, характеризующие способы бытия: зависимое — независимое существование, существование во времени — вне времени, обусловленное существование — необходимое существование и т. д.

Четыре высших экзистенциально-онтологических категории у Ингардена — это: абсолютное, реальное, идеальное и чисто интенциональное существование. Абсолютный (сверхвременный) способ бытия может быть приписан только бытию, подобному бытию Бога, которое не зависит от того, существует или существовало ли когда-нибудь что-либо ещё. Идеальный способ бытия — это вневременное существование, такое как существование чисел в платонизме. Реальный способ бытия — способ существования случайных пространственно-временных объектов, к которым реалист отнёс бы, например, деревья и скалы. Чисто интенциональный способ бытия присущ, например, вымышленным персонажам и другим объектам, которые своей природой и своим существованием обязаны актам сознания. Таким образом спор между идеализмом и реализмом может быть переформулирован в спор о том, присущ ли так называемому 'реальному миру' реальный или чисто интенциональный способ бытия.

Труды

  • Ingarden R. Intuition und Intellekt bei Henri Bergson. — Halle: Max Niemeyer, 1921.
  • Ingarden R. Essentiale Fragen. Ein Beitrag zum Problem des Wesens. — Halle: Max Niemeyer, 1925.
  • Ingarden R. Bemerkungen zum Problem Idealismus-Realismus // Jahrbuch fr Philosophie und Phnomenologische Forschung. — Halle, 1929. — С. 159—190.
  • Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. — Halle: Max Niemeyer, 1931.
  • Ingarden R. O poznawaniu dziea literackiego. — Lvv, 1937.
  • Ingarden R. O budowie obrazu. Szkic z teorii sztuki // Rozprawy Wydziau Filozoficznego PAU. — Krakw, 1946. — Т. LXVII, № 2.
  • Ingarden R. O dziele architektury // Nauka i Sztuka. — 1946. — № 1, 2.
  • Ingarden R. Spr o istnienie waita. — Krakw, 1947, 1948. — Т. I, II.
  • Ingarden R. Szkice z filozofii literatury. — d, 1947.
  • Ingarden R. Elementy dziea muzycznego // Sprawozdania Towarzystwa Naukowego w Toruniu. — Warszawa, 1955. — № 1—4.
  • Ingarden R. Studia z estetyki. — Warszawa, 1957, 1958. — Т. I, II.
  • Ingarden R. O dziele literackim. — Warszawa, 1960.
  • Ingarden R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst: Musikwerk. Bild. Architektur. Film. — Tbingen: Max Niemeyer, 1962.
  • Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt. — Tbingen: Max Niemeyer, 1964. — Т. I, II/I, II/2.
  • Ingarden R. Przeycie — dzieo — warto. — Krakw, 1966.
  • Ingarden R. Vom Erkennen des literarischen Kunstwerks. — Tbingen: Max Niemeyer, 1968.
  • Ingarden R. Erlebnis, Kunstwerk und Wert. Vortrge zur sthetik 1937–1967. — Tbingen: Max Niemeyer, 1969.
  • Ingarden R. ber die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente. — Stuttgart: Reclam, 1970.
  • Ingarden R. Studia z estetyki. — Warszawa, 1970. — Т. III.
  • Ingarden R. U podstaw teorii poznania. — Warszawa, 1971.
  • Ingarden R. Ksieczka o czowieku. — Krakw: Wydawnictwo Literackie, 1972.
  • Ingarden R. ber die kausale Struktur der realen Welt. Der Streit um die Existenz der Welt, Band III. — Tbingen: Max Niemeyer, 1974.

В переводе на русский язык

  • Роман Ингарден. Исследования по эстетике. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1962. — 572 с.
  • Роман Ингарден. Очерки по философии литературы. — Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. — 184 с. — (Корпус гуманитарных дисциплин). — ISBN 5-80157-158-2.
  • Роман Ингарден. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — ISBN 5-7333-0214-3.
  • Роман Ингарден. Книжечка о человеке = Ksieczka o czowieku / [Сост., пер. и вступ. ст. Е. С. Твердисловой]. — М.: Изд-во Московского университета (МГУ), 2010. — 205, [2] с. — (Книга мысли). — ISBN 978-5-211-05922-1.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ