Моисей Самойлович Каган (18 мая 1921, Киев, Украинская ССР, СССР — 10 февраля 2006, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики. Доктор философских наук, профессор.
Ветеран Великой Отечественной войны.
Биография
Родился 18 мая 1921 года в Киеве.
В 1938—1941 годах учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского государственного университета, который окончил в декабре 1942 года, сдав государственные экзамены.
В 1941 году уходит добровольцем на фронт. Командир отделения 277-го отдельного артиллерийского пулемётного батальона Ленинградского фронта, сержант. В сентябре 1941 года ранен в боях при обороне Ленинграда. После госпиталя работает в Перми.
В 1944 году после снятия блокады, возвращается в Ленинград и поступает в аспирантуру кафедры истории искусства исторического факультета ЛГУ.
В 1946 году начал читать курсы теории искусства и эстетики.
В 1948 году под научным руководством И. И. Иоффе защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Французский реализм XVII в.», охватив проявления французского реализма в литературе, живописи, графике и теоретическое обоснование в эстетике и философии..
В 1960 году присвоено учёное звание доцента.
В 1966 году защитил докторскую диссертацию по монографии «Лекции по марксистско-ленинской эстетике».
В 1970 году присвоено учёное звание профессора.
В 1994 году избран вице-президентом общественной Академии гуманитарных наук.
В 1996 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Под его руководством было написано и защищено более 80 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
Автор более 600 научных трудов, включая многие монографий, учебники и эссе. Учебники М. С. Кагана по философии культуры были переведены и опубликованы во многих социалистических странах, а также в КНР.
Отчим А. М. Эткинда.
Научная деятельность
Главной сферой исследований ученого становится изучение теории и истории искусства, а начиная с 1980-х годов — теории и истории культуры. Методологической основой трудов М. С. Кагана стали творчески воспринятый им марксизм и в особенности — системный анализ, широкие возможности которого в рамках гуманитарного знания последовательно отстаивались учёным в 1970-80-е гг. В 1990-е Каган обратился к синергетическому подходу, методологии междисциплинарных исследований и их использованию в разных областях гуманитарного знания: изучение человеческой деятельности и общения, искусства, культуры, вопросов философской антропологии, аксиологии и онтологии. В последнее десятилетие особое место заняли оригинальные по методологии крупные работы по истории мировой культуры и истории культуры Санкт-Петербурга.
Его идеи и исследования сформулированы в его монографиях — «Морфология искусства» (1972), «Человеческая деятельность (опыт системного анализа)»(1974), «Мир общения: проблема межсубъектных отношений»(1988), «Философия культуры» (1996), «Град Петров в истории русской культуры» (1996), «Философская теория ценности» (1997), «Эстетика как философская наука»(1997), мемуарах «О времени и себе» (1998), сборнике «Искусствознание и художественная критика» (2000), «Се человек: рождение, жизнь и смерть в „волшебном зеркале“ изобразительного искусства» (2000). В последней монографии вопросы философской антропологии рассмотрены через призму изобразительных искусств от первобытности до наших дней.
Отзывы
По воспоминаниям профессора Тульчинского, Каган слыл «блестящим полемистом» и «большим жизнелюбом», любил кататься на лыжах
Научные труды
Монографии
- Каган М. С. Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М.-Л., 1958;
- Каган М. С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961;
- Каган М. С. Начала эстетики. М., 1964;
- Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972;
- Каган М. С. Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972;
- Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974;
- Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978;
- Каган М. С. Ладо Гудиашвили. Л., 1983;
- Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988;
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. СПб., 1991;
- Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996;
- Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996;
- Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997;
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997;
- Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. СПб., 2000; Кн.2. СПб., 2001;
- Каган М. С. Искусствознание и художественная критика: Избранные статьи. СПб., 2000;
- Каган М. С. Се человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., 2001;