Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кадашман-Харбе I

Кадашман-Харбе I

Монархи

касситский царь Вавилонии, правил в XIV веке до н


Кадашман-Харбе I (mu Ka-da--ma-an-ar-be) — касситский царь Вавилонии, правил в XIV веке до н. э., сын Караиндаша I.

В состав его имени входит имя касситского бога Харбе, соответствующему аккадскому Эллилю.

«Истребление сутиев»

Важнейшим событием правления Кадашман-Харбе названо «истребление сутиев (амореев) от восхода до заката солнца». Скорее всего, речь тут идёт об аморееях в самой Месопотамии. Действительно, около середины II тысячелетия до н. э. в Месопотамии совершенно исчезают аморейско-сутийские племена — ямутбала, идамарац, бини-ямина и прочие.

Кадашман-Хабре завоевал также город Бирути в Нархаре.

Взаимоотношения с Египтом

Кадашман-Харбе был современником могущественного египетского фараона Аменхотепа III. До нас дошли два письма Аменхотепа III к Кадашман-Харбе и три письма последнего к Аменхотепу. Содержание их — переговоры о брачных союзах, о подарках и т. д. Аменхотеп хочет получить в свой гарем вавилонскую царевну. Кадашман-Харбе отвечает, что у него уже находится его сестра, судьба которой ему неизвестна. Вавилонские послы не видят и не узнали её в той женщине, которую показывал им фараон. «Это дочь какого-нибудь нищего, какого-нибудь гагея или ханигальбатца, а то, пожалуй, из земли Угарит», — писал в досаде вавилонский царь, смотря сверху на других азиатских князей, не исключая царя великой державы Митанни (Ханигальбат), исконного врага и соперника по верховенству над Ассирией.

Фараон жалуется на недобросовестность послов, которые лгут и не передают подарков, но намекает, что вавилонский царь хочет извлекать из родственных отношений материальные выгоды. На этот раз Аменхотеп считает не лишним преподать ему урок и даже не сопровождает своего письма обычными подарками. Кадашман-Харбе жалуется на это и на то, что фараон слишком долго задерживал его послов и даже не исполнил акта международной вежливости — не пригласил их на какой-то праздник (может быть, в честь своего юбилея). Однако урок подействовал, и он без разговоров согласен отослать в Египет свою дочь. Но он и сам хочет получить царевну из Египта. На это фараон ответил коротко ссылкой на статью закона: «Египетская царевна никому не может быть отдана». Тогда Кадашман-Харбе шлет следующие письмо:

«Ниммурии (Неб-Маат-Ра, тронное имя фараона), царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе, царь Кар-Дуниаша твой брат. Привет твоему дому, твоим женам, всей твоей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, большой привет. Ты брат мой, не захотел за меня выдать дочь и ответил: „Египетская царевна никогда никому не отдавалась“. Почему так? Ведь ты царь- и можешь поступать по желанию сердца, и, если ты её выдашь, кто будет противоречить? Когда мне был сообщен ответ, я ни писал: есть много дочерей и красивых женщин: пришли мне одну из них; ведь кто скажет тогда: „Это не царева“? Но ты не прислал. Итак, неужели таким ответом ты думаешь искать братства и дружбы и нашего сближения? Я именно писал тебе о браке в видах упрочения братских и дружеских отношений. Почему же брат мой не прислал мне жены? Ведь ты действительно не прислал её. Может быть, и мне поступить так же? Нет, у меня есть дочери: я готов отдать за тебя любую… Что касается золота, о котором я тебе писал, шли золото, много золота, ещё раньше прибытия сюда твоего посла; пришли его теперь, как можно скорее, в эту жатву, или в месяц таммуз, ими в абе; тогда я окончу работы, предпринятые мною (вероятно, постройки)…

Если ты не пришлешь (к этому сроку денег), и я не буду в состоянии окончить работы, то для чего тебе тогда присылать? Для чего мне золото, когда я окончу её? Если ты мне пришлешь тогда хоть три тысячи талантов, я не приму, отошлю назад и не выдам за тебя моей дочери…».

Этот ультиматум подействовал, и фараон, «узнав», что вавилонский царь «строит себе новые дома», прислал ему с письмом подарки- ложе из драгоценного дерева, с украшениями из слоновой кости и золота, сиденье из того же материала и т. д., обещая ещё выслать «все, что окажется ценным в глазах посла», который доставит вавилонскую царевну.

Вавилонская Хроника P, в ряде случаев, путает Кадашман-Хабре с более поздним вавилонским царём Караиндашем II, приписывая правлению Кадашман-Хабре события, произошедшие при Караиндаше II.

Данные о количестве лет его правления не сохранились.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
  • Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
  • Хроника Р
III Вавилонская (Касситская) династия
Предшественник: Караиндаш I царь Вавилона XIV век до н. э. Преемник: Куригальзу I

Третья Вавилонская (Касситская) династия (1595—1155 до н. э.) — правила 440 лет

Агум II • Бурна-Буриаш I • Каштилиаш III • Улам-Буриаш • Агум III • Караиндаш I • Кадашман-Харбе I • Куригальзу I • Кадашман-Эллиль I • Бурна-Буриаш II • Караиндаш II • Нази-Бугаш • Куригальзу II • Нази-Марутташ • Кадашман-Тургу • Кадашман-Эллиль II • Кудур-Эллиль • Шагаракти-Шуриаш • Каштилиаш IV • Эллиль-надин-шуми • Кадашман-Харбе II • Адад-шум-иддин • Адад-шум-уцур • Мели-Шиху • Мардук-апла-иддин I • Забаба-шум-иддин • Эллиль-надин-аххе

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ