Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кальвизий, Зет

Кальвизий, Зет

Астрономы

21 февраля 1556 - 24 ноября 1615

немецкий астроном, хронолог, историк, теоретик музыки и композитор


Зет Кальвизий (лат. Sethus Calvisius, настоящее имя Зет Кальвиц нем. Seth Kalwitz; 21 февраля 1556, Горслебен, Тюрингия — 24 ноября 1615, Лейпциг) — немецкий астроном, хронолог, историк, теоретик музыки и композитор.

Биография и вклад в науку

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил гимназию в Магдебурге в 1572 году, учился в Гельмштедтском и Лейпцигском университетах. В 1582 году стал директором музыкальной школы в Пфёртене (сейчас деревня Броды в Польше). В 1594 году переехал в Лейпциг, где до конца жизни работал кантором церкви святого Фомы, отказываясь от предложений нескольких университетов занять кафедру математики.

Основной научный труд Кальвизия в области астрономии — хронологические таблицы, сопоставляющие по времени события из истории различных народов древности на основании сведений о более чем 300 затмениях: «Opus chronologicum…» (1605).

В ходе работы над таблицами Кальвизий советовался со Скалигером, который, в свою очередь, использовал расчеты Кальвизия в своих работах. К астрономическим и хронологическим наблюдениям Кальвизия имеет прямое отношение также предложенная им реформа григорианского календаря. В круг общения Кальвизия входили ведущие немецкие учёные, в том числе Иоганн Кеплер, Михаэль Преториус, Барифон, Николаус Генгенбах, Иоганн Липпий (был его учеником).

Главный музыкально-теоретический труд Кальвизия — «Мелопея» (1592), в центре которого хорошо спланированное и ясно изложенное учение о музыкальной композиции (с опорой на авторитет Дж. Царлино). Тщательно разрабатывал проблему взаимодействия музыки и слова («музыкальная поэтика», musica poetica), внёс вклад в музыкальную риторику, предпочитал вокальную музыку инструментальной. Три трактата-«упражнения» (exercitationes) имеют выраженный дидактический характер: они затрагивают различные аспекты базовой теории музыки (ритмика и музыкальная нотация, лады, теория сольмизации). Второе «Упражнение» представляет собой краткий курс истории музыки.

Композиторское наследие Кальвизия включает исключительно хоровую церковную музыку: гимны (на латинские и немецкие тексты), каноны, мотеты, 3-голосные обработки немецких духовных песен (т.наз tricinia), протестантских хоралов, в том числе всей (лютеровской) Псалтири.

Труды

  • Мелопея, или наука сложения мелодии ( sive melodiae condendae ratio, quam vulgo musicam poticam vocant; Erfurt 1592; R Magdeburg, 1630); трактат издан в одном переплете с книгой «Плеяды» Барифона
  • Компендий практической музыки (Compendium musicae practicae, Leipzig 1594); редакция в 1612 г. под названием «Наставления в музыкальном искусстве» (Musicae artis praecepta)
  • Два музыкальных опыта (Exercitationes musicae duae; Leipzig, 1600); опыт 1 «О музыкальных ладах» (De modis musicis, quos vulgo tonos vocant, recte cognoscendis, et dijudicandis); опыт 2 «О начале музыки и её развитии» (De initio et progressu musices, aliisque rebus eo spectantibus)
  • Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora, Leipzig 1605, Frankfurt am Main 1620, 1685
  • Третий музыкальный опыт (Exercitatio musica tertia; Leipzig, 1609)
  • Elenchus calendarii Gregoriani, Leipzig 1613
  • Formula calendarii novi, Leipzig 1613
  • Thesaurus latini sermonis, Leipzig 1614
  • Enchiridion lexici Latino-Germanici, Leipzig 1614

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ