Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Капелян, Григорий Исаакович

Капелян, Григорий Исаакович

Живопись

День рождения 02 февраля 1940

российско-американский художник и литератор


Григорий Исаакович Капелян (англ. Greg Kapelyan, литературный псевдоним Д-р Грабов; род. 1940, Ленинград) — российско-американский художник и литератор.

Биография

Григорий Капелян родился 2 февраля 1940 года в семье художника и книжного графика Исаака Залмановича Копеляна. Окончил Институт имени Репина, факультет теории и истории искусства. В 1978 году эмигрировал в США. Живёт в Нью-Йорке.

Творчество

Изобразительное

Как в литературном, так и в изобразительном творчестве Григорий Капелян оставался за пределами официального художественного процесса, однако, начиная с 1969 года он находит применение своим способностям в керамике, выполняет официальные заказы и участвует в выставках как керамист. В 1977 году в Ленинградском отделении Союза художников состоялась керамическая выставка «Одна композиция». Капелян вместе с Михаилом Копылковым были идейными вдохновителями этой выставки, отличавшейся небывалой свободой художников от диктата официального искусства. В 1980-е годы, уже в эмиграции, его литературные произведения публикуются в антологии современной русской поэзии Константина Кузьминского и на английском языке в американских литературных журналах. В 1989 году в издательстве Gnosis Press выходит «Обсидиановый кумир», его первый сборник рассказов на русском языке. В 1990-х годах проза Г.Капеляна становится доступна русскому читателю в альманахе «Незамеченная земля» и в журналах «Нева» и «Звезда». В 2006 году в Санкт-Петербурге выходит его книга «Вне контекста». В феврале 2010 года его керамика, коллажи и карандашные рисунки были представлены на выставке «Группы восьми» в петербургском Манеже, что было первым представительным показом его изобразительного творчества. Живописные холсты Г. Капеляна впервые выставлены в Москве в 2011 году, тогда же он, совместно с Наталией Хлебцевич, становится номинантом премии Кандинского (керамическая инсталляция «Слово и дело»).

В изобразительном творчестве Капелян опирается на традиции русского авангарда, сочетая конструктивистские начала с органической спонтанностью филоновской школы. Чистая абстракция идет рука об руку с фигуративными мотивами. Трактовка пространства часто носит парадоксальный характер, один и тот же участок холста может казаться и задним планом, и выступающей плоскостью.

Литературное

Прозу и стихи Григория Капеляна во многом можно считать продолжением петербургского литературного феномена обэриутов, однако в целом его словесное творчество не ограничивается абсурдистской эстетикой, опираясь скорее на чеховскую традицию. В послесловии к «Обсидиановому кумиру» американский писатель и литературный критик, профессор славистики Томас Эпстайн пишет:

«Здесь, в пяти замечательных повествованиях Григория Капеляна, перед нами встает наш запутанный и несообразный мир со всей его отвагой и тщетой, с его смехом и слезами, мир, в котором следствие порождает причину, где сны (и кошмары) властвуют над реальностью, где сущность и существование никогда не примирить...» «...Сочетая остроумие с философской глубиной, сатиру с аллегорией, Капелян умудряется превратить этот странный, иногда причудливый материал в правдоподобный и убедительный текст, одновременно мрачный и веселый, устрашающий и смехотворный. Более того, благодаря неистощимой изобретательности, зоркой чувствительности ко всему абсурдному в человеческой природе и наконец, настоящей человечности, на котором основано его авторское видение, проза Капеляна преодолевает видимый философский пессимизм и становится торжеством надежды.»

«Вне контекста», вышедшая в 2006 году, не вписывается в традиционные жанровые рамки. Это не повесть, не сборник рассказов и не дневник. Несмотря на то, что в книге не прослеживается единая сюжетная нить и отсутствует все объясняющий концепт, именно интертекстуальный принцип позволяет автору из несоединимых вещей сделать одно целое. Каждое слово, каждое утверждение может быть осознано в различных, и даже противоположных смыслах. Игра со словом, которое меняет смысл, вне и в зависимости от контекста, делает его многомерным пространством, отсылающим ко множеству культурных источников.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ