Нина Александровна Капцова (16 октября 1978, Ростов-на-Дону, СССР) — российская артистка балета, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России (2010).В 2015 г. была награждена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Звезда»).
Мировую славу Капцовой принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта».
Биография
С 5 лет мечтала станцевать Чёрного лебедя в «Лебедином озере». Занималась балетом сначала в кружке, а затем с 1988 года в Московской государственной академии хореографии. Первым её педагогом стала Людмила Алексеевна Коленченко, затем Лариса Валентиновна Доброжан, а на последних двух курсах Софья Николаевна Головкина, народная артистка СССР, профессор, ректор академии. В 1991—1992 годах стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена», получив её вместе с Николаем Цискаридзе и Дмитрием Белоголовцевым. В 1994—1995 годах — стала самым молодым лауреатом этой программы. В 1996 году являлась стипендиатом Олимпийского комитета России. На 1-м курсе танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» А. Горского с выпускником Денисом Медведевым, на 2-м курсе — па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайнонена с выпускником Сергеем Васюченко и на 3-м, выпускном курсе, — па-де-де из балета «Коппелия» А. Горского вместе с однокурсником Андреем Болотиным.
После окончания академии с красным дипломом в 1996 году была принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Кондратьева. В ноябре 1997 года впервые станцевала вариацию в гран па в балете «Раймонда». В 1999 году впервые станцевала Машу в балете «Щелкунчик», посвящённом 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Капцова выдвигалась на соискание приза «Benois de la dance». В том же году балерина дебютировала в главной партии в балете «Анюта». С сезона 2009—2010 года её педагогом-репетитором является профессор, народная артистка России Нина Семизорова.
В 2000 году стала дипломантом приза «Benois de la dance» за роль Мари в балете Ю. Н. Григоровича «Щелкунчик». В 2001 году награждена знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». В 2010 году присвоено звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
28 октября 2011 года выступала на торжественном концерте, посвящённом открытию после реставрации исторической сцены Большого театра («Танго» из «Золотого Века»). С 19 ноября 2011 года — прима-балерина Большого театра.
Во время гастролей Большого театра в США в мае 2012 года Сванильда в исполнении Капцовой («Коппелия») вызвала единодушный восторг в среде американских балетных критиков.
Балерина предпочитает яркие, демонические роли, интереснейшей актёрской задачей считает воплощение на сцене отрицательных образов, персонажей, органика которых построена на сопротивлении её нежной, лиричной и романтической натуре.
Семья
Нина Капцова замужем за пианистом Алексеем Мелентьевым, концертмейстером Большого театра. В феврале 2014 года она родила дочь Елизавету.
Творчество
Репертуар
Замечательный, тонкий мастер Нина Капцова. Балерина-фея, балерина-амур, её дар объемен, сценические создания отмечены художнической и человеческой зрелостью, экспрессивностью и особым шармом. Чистота танца для неё - лишь средство, а не самоцель. Владение техникой рождает ощущение свободы и гармонии. Рифмованная, подобно балладе, поэтическая пластика повествует о солнечном дне, счастье взаимной любви, вольном полете душ. Но при этом хранит и сдерживаемый страх гибельных расставаний.
Главные партии в многоактных балетах:
- Мари в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Н. Григоровича (1999)
- Анюта в балете «Анюта» В. Гаврилина, хореография В. В. Васильева (1999)
- Принцесса Аврора в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича (2000)
- Лиза в балете «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона (2002). Первая исполнительница в Большом театре три премьеры подряд.
- Сильфида в балете «Сильфида» Х. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля (2002) и новая хореография Й. Кобборга (2008)
- Зина в балете «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского (2004)
- Фригия в балете «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Н. Григоровича (2004)
- Елена в балете «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера (2004). Первая исполнительница в Большом театре
- Рита в балете «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Н. Григоровича (2006)
- Жизель в балете «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Н. Григоровича (2006)
- Ширин в балете «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича (2006)
- Эсмеральда в одноименном балете Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки и В. Медведева (2009)
- Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича (2010)
- Сванильда в балете «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева (2011)
- Корали в балете «Утраченные иллюзии» П. Десятникова в постановке А. Ратманского (2011)
- Принцесса Флорина в балете «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича — первая исполнительница (2011)
- Принцесса Аврора в балете «Спящая красавица» в новой хореографической редакции Юрия Григоровича (2011)
- Китри в балете "Дон Кихот" Л.Минкуса в редакции А.Фадеечева (2012). Дебют состоялся во время гастролей Большого театра в Оттаве(Канада)
- Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)