Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кариджет, Алоис

Кариджет, Алоис

Живопись

30 августа 1902 - 01 августа 1985

швейцарский художник и иллюстратор книг, первый лауреат премии Х


Алоис Кариджет (нем. Alois Carigiet, 30 августа 1902 — 1 августа 1985) — швейцарский художник и иллюстратор книг, первый лауреат премии Х. К. Андерсена для иллюстраторов детских книг, театральный сценограф и художник по костюмам, писатель.

Биография

Алоис Кариджет был седьмым из одиннадцати детей Алоиса Кариджета и Барбары Марии Кариджет, урожденной Ломбризер. Алоис родился в маленьком городке Трун, кантон Граубюнден и до 9 лет жил там на семейной ферме. В семье Кариджет говорили на романшском — местном диалекте ретороманского языка. В 1911 году из-за экономических трудностей семья Кариджет переехала в столицу кантона Кур, где Алоис-старший нашёл работу. Кур был более крупным городом, чем Трун, и переезд произвёл гнетущее впечатление на 9-летнего Алоиса, который привык жить на лоне природы, в сельской тиши. Впоследствии он упоминал в своих мемуарах жизнь в Куре как «мрачную квартиру на первом этаже в узком переулке города».

В Куре Алоис окончил кантональную гимназию и в 1918 году поступил на обучение к художнику Мартину Рату, у которого учился рисованию и декоративно-прикладному искусству. Во время учёбы Кариджет уделял массу свободного времени рисованию сельских и городских сцен, сельскохозяйственных и домашних животных, детальных прорисовок голов и клювов птиц, а также с многочисленных карикатур на своих родственников и знакомых. Многие его рисунки выставлялись в краеведческом музее Кура. Алоис закончил учёбу в 1923 году, с высшими баллами по всем предметам.

С 1923 года А.Кариджет начал работать в качестве стажёра в рекламном агентстве Maкса Даланга в Цюрихе. Выиграв несколько конкурсов и заработав авторитет в кругах художников-дизайнеров, в 1927 году Алоис открыл в Цюрихе собственное художественное ателье со штатом шесть человек, которое регулярно получало большой объём заказов. Ателье Кариджета изготавливало многочисленные праздничные украшения, коммерческие и политические рекламные плакаты, учебные плакаты для школ, иллюстрации и карикатуры для печатных СМИ, в том числе для журналов Schweizer Spiegel и SBB-Revue. Особый успех Кариджету принесло изготовление диорамы для швейцарского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а также разработка дизайна плакатов для швейцарской национальной выставки «Ланди», проходившей в Цюрихе в 1939 году.

В начале 1930-х годов Кариджет посетил Париж, Мюнхен, Вену и Зальцбург, где познакомился с представителями популярного в то время художественного течения Новая вещественность, это нашло отражение в двух его картинах 1935 года «Красный дом на Монмартре» (акварель) и «Дом и сад в Асконе» (картина маслом на картоне). Также на молодого художника оказал воздействие и современный ему экспрессионизм. Например, на плакатах для ежегодной национальной сельскохозяйственной ярмарки в Швейцарии в 1946 и 1952 годах Кариджет изобразил красных лошадей и зелёных коров, что получило признание художественных критиков и недоумение со стороны фермеров, на которое он ответил, что корова была зелёной потому что ела траву. Наряду с экспрессионистскими, работы Кариджета 1930-х годов отражали повседневные мотивы жизни кантона Граубюнден, а иногда и Цюриха, а также впечатления от поездок во Францию, Испанию и Лапландию.

А.Кариджет всегда проявлял живой интерес к театру, и с конца 1920-х годов занимался разработкой сценических костюмов. Художественный критик из Цюриха Рудольфа Якоб Велти привлёк Кариджета в качестве сценографа и художника по костюмам для постановки в городском театре Цюриха оперетты Ж.Оффенбаха «Прекрасная Елена», после чего Кариджет разработал дизайн ещё для трёх постановок в этом театре. В 1934 году Кариджет был одним из организаторов кабаре «Корнишон» — сатирической программы в ресторане «Zum Hirschen» в Цюрихе, которая стала одной из самых известных немецкоязычных сатирических программ во время нацистского режима в Германии и просуществовала до 1951 года. В числе артистов этого кабаре был младший брат Алоиса — Царли. А.Кариджет разработал логотип кабаре — ухмыляющийся корнишон с носом-морковкой, а с 1935 по 1946 годы разрабатывал гротескные костюмы, а также дизайн реквизита для десяти программ кабаре, включая богато украшенную шарманку, которую использовал в своих выступлениях Царли.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ