Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Касавин, Илья Теодорович

Касавин, Илья Теодорович

Философы

День рождения 07 ноября 1954

советский и российский философ, специалист по теории познания, философии науки, философии языка, теории и истории культуры, современной немецкой и американской философии; доктор философских наук , организатор и заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, профессор , член-корреспондент РАН


Илья Теодорович Касавин (род. 7 ноября 1954, Москва, СССР) — советский и российский философ, специалист по теории познания, философии науки, философии языка, теории и истории культуры, современной немецкой и американской философии; доктор философских наук (1990), организатор и заведующий сектором социальной эпистемологии (2005) Института философии РАН, профессор (2009), член-корреспондент РАН (2003). Главный редактор организованного им ежеквартального журнала Института философии РАН «Эпистемология и философия науки» (с 2004), руководитель организованного им российско-германского Центра по изучению немецкой философии и социологии (1994—2004). Член редколлегий и редсоветов журналов «Social Epistemology», «Философский журнал»; «Вестник ТвГУ», серия «Философия»; «Методология и история психологии»; член Учёного Совета Института философии РАН, специализированных докторских советов ИФ РАН и Современной гуманитарной академии. Руководитель ряда международных проектов, в частности проекта «Наука и духовность» при поддержке Фонда Темплтона (США), Междисциплинарного университета Парижа (Франция) и Элон Университета (США). Президент Русского Общества истории и философии науки (2016).

Биография

Родился в семье философов, преподавателей философского факультета МГУ — Теодора Ильича Ойзермана и Генриетты Захаровны Касавиной (1919—1993).

В 1980 году Илья Касавин с отличием окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1983 там же — аспирантуру. С 1983 года работает в Институте философии РАН. Основная область его научных интересов — теория познания, философия науки и социология знания, история философии, науки и культуры.

Используя идеи В. С. Стёпина, В. А. Лекторского, Д. Блура, Илья Касавин предложил вариант социальной теории познания (СТП), который радикально расширяет её предметную область, что позволяет анализировать не только научное, вербализированное знание, но и всё когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. СТП отдаёт приоритет не логическим способам анализа и методам истинностной оценки, а феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философский подход к знанию в первую очередь с исследованием не предметного, а социального содержания.

В дальнейшем Касавин, исходя из идей К. Хюбнера, М. К. Петрова, А. Я. Гуревича, Э. Эванс-Причарда и М. Дуглас, разработал концепцию креативной онтологии знания, чтобы дополнить СТП до целостной неклассической эпистемологии, которая заимствует концепты из гуманитарных наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, исторические априори, индивидуальная культурная лаборатория). Этот междисциплинарный подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психологии, лингвистики, исторической географии. Касавин стремится синтезировать аналитические и феноменологические подходы для построения целостной концепции повседневности; он обосновал функциональную интерпретацию повседневности и необходимость разграничения повседневности как реальности, знания и философского принципа. Касавин занимается также проблематикой междисциплинарности в философии и науках, теорией социальных технологий, коллективной эпистемологией и исследованием философии Дэвида Юма. Им подготовлена обобщающая монография «Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы» (2013). Последние годы он ведет работу по проекту «Социальная философия науки», в котором акцент делается на исследование инфраструктуры науки и иных познавательных практик.

В качестве редактора и составителя Касавин руководил подготовкой более 30 коллективных монографий, антологий и переводов, в том числе: «Заблуждающийся разум» (М., 1990), «Деятельность: теории, методология, проблемы» (М., 1990, совм. с Лекторским В. А.); «Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе» (М., 1992), «Познание в социальном контексте» (М., 1994, совм. с Лекторским В. А.), «Философия науки. Вып. 5» (М., 1999, совм. с Порусом В. Н.), «Разум и экзистенция» (СПб., 1999, совм. с Порусом В. Н.), «Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира» (М., 2001), «Субъект. Познание. Деятельность. К семидесятилетию В. А. Лекторского» (М., 2002), «Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В. С. Степина» (М., 2004), Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход (М., 2006), Энциклопедия эпистемологии и философии науки (М., 2009), Истина в философии и науках (М., 2010), Социальная эпистемология (М., 2010), Эпистемологический словарь (М., 2011), Дэвид Юм и современная эпистемология (М., 2012) и др.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ