Александр Виссарионович Китаев (25 августа 1888, село Старые Карамалы, Самарская губерния — 2 марта 1953) — российский, советский художник, поэт, общественный деятель, музейный работник.
Биография
Александр Виссарионович Китаев родился в крестьянской семье 25 августа 1888 года в селе Старые Карамалы Самарской губернии. Воспитанник Симбирской Чувашской учительской школы. В семь лет окончил сельскую школу. В восемь лет участвовал с отцом в раскопках Разбойничьего Городка. В 1904 году получил звание сельского учителя. В 1906—1911 гг. учился в художественной школе в г. Казани, где в числе его педагогов были П. П. Беньков и Н. И. Фешин. Одновременно, он работал в газетах «Волжско-Камская речь», «Вечерняя почта» и в литературно-художественном журнале «Волжские дали» корреспондентом и исполнял обязанности секретаря редакции. Параллельно учился в полиграфическом отделении высших художественных мастерских (бывшая АХ).
В 1911 г. переехал в г. Чебоксары, где преподавал графическое искусство. Среди его произведений чебоксарского периода, интересной живописной манерой исполнения отличается полотно «Чебоксары. Церковки» (1913). Это полотно является своеобразной картиной-документом, в котором запечатлены архитектурные памятники города, утраченные после революционных событий 1917 г.
В 1913 г. переехал в Новгородскую губернию, где продолжал преподавательскую деятельность, сперва в г. Бончовске, а с 1915—1918 гг. в г. Новгороде. Там же организовал, на общественных началах, театральное общество «Красный парус». В 1919 г. заведовал художественным хранилищем и подотделом изобразительных искусств в г. Бобруйске Могилевской обл. Республики Белоруссия. За это время, им был основан и открыт Бобруйский художественно-исторический музей, основана государственная выставка произведений художников и ремесленников республик Литвы и Белоруссии.
В 1919 г. переехал в г. Смоленск, где работал в ГУБОНО инструктором секции изобразительных искусств в г. Рославль и Рославльского уезда. Преподавал русский язык на командных курсах Смоленской губмилиции.
В 1919 г. был в числе победителей конкурса на лучший проект праздничного оформления улиц Смоленска ко второй годовщине Октябрьской революции
В 1921 г. был командирован в качестве инструктора губмузея в Гжатский и Юхновский уезды для проверки деятельности музеев в Гжатске и усадьбе Скугарево, а также сохранности ценностей, изъятых в ряде других усадеб. До середины 1922 г. участвовал в культурной жизни Смоленска, избирался товарищем председателя литературной организации «Арены». Экспонировал свои живописные работы на художественной выставке в 1921 г. в Смоленске. Издал сборник своих стихов «Оранжевый колорит», сборник дополнил своими иллюстрациями.
В 1919—1922 работал в Смоленске, как художник театра (оформил свои пьесы «Синие крокодилы» и «Когда позволяется раздеть другого», "Летний театр, 1922.
Весной и летом 1921-го А. В. Китаев, как инструктор-эмиссар Музейного управления Смоленского губернского отдела народного образования, вместе с сотрудницей картинной галереи З. Н. Мартыновой был направлен в Гжатский (ныне Гагаринский район) и Юхновский уезды для изучения деятельности местных музеев. Попутно они должны были выяснить, в каком состоянии находятся уникальные и ценнейшие произведения искусства, доставшиеся советской власти после разорения дворянских усадеб.
С 1922 по 1926 гг. обучался в учебных заведениях, образованных в Петрограде (Ленинграде) вместо упраздненной Академии художеств.
В 1924 году в Ленинграде выпустил крыло поэм «Башки башкир».
В 1927 году Китаев сочинил комедийную пьесу «Дикопольские педагоги или Женская стыдливость». Пьеса была запрещена распоряжением главного комитета по контролю за репертуаром при Главлите со следующими формулировками: «в советской школе не может быть таких „диких“ нравов среди педагогов», «в пьесе есть ряд порнографических трюков».
В 1929 г. в Ульяновске А. В. Китаев принимал участие в первой выставке Объединения Ульяновских художников.