Мишель Анри (фр. Michel Henry; 10 января 1922 — 3 июля 2002) — французский философ и новеллист. Автор пяти романов и множества философских работ. Работал преподавателем в университетах Франции, Бельгии, США и Японии.
Биография
Мишель Анри родился в провинции Хайфон, Французский Индокитай (сегодня Вьетнам), и жил там пока ему не исполнилось 7 лет. После смерти отца, который был офицером Военно-морских сил Франции, он и его мать поселились во Французской метрополии. Обучаясь в Париже, он открыл в себе страсть к философии, которую он выбрал как профессию, поступив в Высшую нормальную школу. С Июня 1943 года участвовал во Французском сопротивлении под кодовым именем Кант.
В конце войны он сдал финальную часть экзаменов, после чего написал в 1963 докторскую диссертацию, озаглавленную L’essence de la manifestation (Суть Проявления), под руководством Jean Hyppolite, Jean Wahl, Paul Ricur, Ferdinand Alqui, and Henri Gouhier. Его первая книга, «Философия и Феноменология тела», была закончена в 1950. Его первой успешно опубликованной работой является «The Essence of Manifestation»(Суть Проявления), которой он посвятил множество лет необходимых исследований для того, чтобы преодолеть главный дефицит всей интеллектуальной философской мысли — игнорирование жизни как актуального опыта.
С 1960 Мишель Анри был профессором философии Университета Монпелье, где он терпеливо улучшал свою работу, находясь вне модных философских течений и доминирующей идеологии. Он умер в Альби, Франция, в возрасте 80 лет.
Единственным предметом его философии была живая субъективность, то есть реальная жизнь реальных людей. Эту проблему можно найти во всех его работах и сочинениях, и это глубоко объединяет их, несмотря на множество тем, к которым он обращался. Не будет ошибкой предположить, что он создал самую глубокую теорию субъективности в двадцатом веке.
Феноменология жизни
Работы Мишеля Анри основаны на феноменологии, которая изучает феномены. Английское/Немецкое/Латинское слово «phenomen» пошло от греческого «phainomenon», что значит «показывать себя, выходя на свет». Однако объект феноменологии не то, что появляется как конкретная вещь или феномен, а сам акт проявления. Мысль Мишеля Анри привела к перевороту феноменологии Гуссерля, которая признает за феноменом только то, что появляется в мире. Анри противопоставляет эту концепцию феноменальности свою концепцию радикальной феноменологии жизни.
Анри определяет жизнь с феноменологической точки зрения, как обладание способностью и силой «чувствовать и испытывать себя в каждый момент существования». Для Анри, жизнь по-существу есть сила и аффект; она сущностно невидима; она состоит из чистого переживания себя, которое заключено в бесконечном колебании между радостью и страданием.
По мысли Анри, жизнь никогда не может быть увиденной с внешней стороны, также как она никогда не проявляется во внешней стороне мира. Жизнь чувствует себя и переживает себя в невидимой внутренней области и в радикальной имманенции. В мире мы никогда не видим жизнь саму по себе, но только живых существ или организмов. Таким же образом невозможно увидеть душу другого человека с помощью глаз или найти ее через посредство скальпеля.
Философия Анри утверждает, что мы претерпеваем жизнь в радикальной пассивности, мы приговорены нести ее перманентно, как то, чего мы не хотели, и что эта пассивность жизни является основанием и причиной нашего страдания. Никто никогда не давал жизни самому себе. В то же время, просто факт жизни, бытие живым и чувствовать себя кем-то вместо бытия никем и отсутствия существования это уже невероятная радость и счастье. Страдание и счастье принадлежит существу жизни, это две фундаментальные аффективные тональности ее проявления.
Для Анри жизнь не является универсальной, слепой, безличной и абстрактной субстанцией, это обязательно личная и конкретная жизнь живого индивида, осуществляемая в единичной личности, которая соотносит сам факт бытия, к факту бытия Собой. Такая жизнь является индивидуальной и конечной жизнью человека или индивидуальной и бесконечной жизнью Бога.
Библиография
-
- L’Essence de la manifestation (1963)
- Philosophie et Phnomnologie du corps (1965)
- Gnalogie de la psychanalyse. Le commencement perdu (1985)
- La Barbarie (1987)
- Voir l’invisible, sur Kandinsky (1988)
- Phnomnologie matrielle (1990)
- Du communisme au capitalisme. Thorie d’une catastrophe (1990)
- C’est moi la Vrit. Pour une philosophie du christianisme (1996)
- Incarnation. Une philosophie de la chair (2000)
- Paroles du Christ (2002)
-
- Le jeune officier (1954)
- L’Amour les yeux ferms (1976)
- Le Fils du roi (1981)
- Le cadavre indiscret (1996)
- Анри, М. Материальная феноменология/Пер. Г. В. Вдовина // Центр гум. инициатив, Книга света. М., 2016
Литература
- Biographie - Site Jimdo de michelhenry!. www.michelhenry.org. Проверено 15 января 2017.
- Мишель Анри. La barbarie. — (§ 1, p. 15).
- Журнал Логос. www.logosjournal.ru. Проверено 15 января 2017.
- Michel Henry. Philosophy and Phenomenology of the Body. — 1975. — 242 с.