Александр Николаевич Комиссаров (род.17 апреля 1947, Гвардейск, Калининградская область, СССР) — кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РФ, главный конструктор первого в СССР пилотируемого теплового аэростата, вице-президент Ассоциации воздухоплавания СССР, пилот-воздухоплаватель международного класса.
Детство и юность
Родился 17 апреля 1947 года в Гвардейске. Отец Комиссарова, Николай Александрович Комиссаров - участник Великой Отечественной войны, командир артиллерийской батареи в составе Третьего Белорусского фронта. Мать, Нина Владимировна Комиссарова, будучи по образованию химиком, во время Великой Отечественной войны занималась изготовлением пороховых реактивных двигателей, входящих в состав снарядов РС-82 для легендарных «Катюш» в Московском отделение НИИ-6. Уже в школьные годы Александр Николаевич совмещает обучение с работой в крупнейшем предприятии авиакосмической промышленности СССР, - Тушинском машиностроительном заводе(ТМЗ), устроившись в качестве ученика слесаря. В 1965 году Комиссаров поступает в Московский Авиационный Институт (МАИ), который успешно заканчивает в 1971 году. В стенах родного МАИ Александр Николаевич защищает кандидатскую диссертацию в 1984 году по теме «Система автоматизированного проектирования органов газодинамического управления ракет класса «воздух-воздух». Читает лекции на темы внешней политики СССР, являясь активным лектором всесоюзного общества «Знание» . Яркое техническое развитие не мешает Комиссарову реализовываться творчески, в течение пяти лет возглавляет союз самодеятельных художников, проводит выставки, где экспонирует и свои собственные работы.
Деятельность в оборонной промышленности CCCР 60-90е гг.
С 1967 года Комиссаров занимается проектированием и испытанием ракет класса «воздух-воздух» в московском КБ «Молния». В 80-х принимает участие в работах по созданию орбитального корабль-ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран». В 1980 году Александр Николаевич приказом Министерства авиационной промышленности CCCР переведен на должность ведущего конструктора МЗ «Вымпел», где разрабатывает двигатели твёрдого топлива для управляемых ракет класса «воздух-воздух», в частности газодинамическое управление для высокоманевренной ракеты ближнего маневренного боя Р-73Э . В 1979 году Комиссарова,как специалиста по газодинамическому управлению, подключают к разработкам по противодействию высотным аэростатам-шпионам США. Именно эта тема явилась началом пути в воздухоплавание для Александра Николаевича. Но сперва Комиссаров по долгу службы вынужден изучать аэростатную технику в военных целях. В 1987 году Комиссаров становится руководителем подразделения МЗ «Вымпел». Наряду с различными перспективными разработками по ракетам «воздух-воздух», он предлагает новый подход в технологии создания вооружения для истребительной авиации. Параллельно работе в КБ Александр Николаевич приступает к разработкам теплового аэростата, для эксплуатации в мирных целях. Организовав группу единомышленников - авиационных специалистов - проектирует первый пилотируемый тепловой аэростат класса Монгольфьер.
Первый тепловой аэростат в СССР
Комиссаров стал главным конструктором «Первого Монгольфьера советского производства» - теплового аэростата спортивного класса в международной классификации АХ-7, который впервые был поднят в воздух 28 июля 1989 на Тушинском аэродроме.
При местном райкоме комсомола МЗ «Вымпел», на общественных началах Комиссаров организует коллектив первых авиационных специалистов-конструкторов тепловой воздухоплавательной техники: Ю.Юркин, П.Кононенко, А.Заболотный, В.Белов, В.Кернаценский, С.Ищенко, В. Латыпов, А.Краснов, С. Князев, В. Менялов и В. Астахов. В 1988 году Александр Николаевич организует отдел аэронавтики, и совместно с авиационными специалистами М.Попович, Н.Упоровым и Н.Чембровским создает Ассоциацию воздухоплавания СССР, основной целью которой является возрождение воздухоплавания в России, создание большегрузных дирижаблей и спортивных аэростатов нового типа, а именного тепловых. Члены Ассоциации воздухоплавания полностью поддержали стремление А. Комиссарова в создании первого отечественного теплового аэростата. Окрылённый поддержкой коллег, он ищет конкретной поддержки в развивающихся научных центрах творчества молодёжи НТТМ, но руководителей московских центров это не заинтересовывает.Отчаявшись искать поддержку своим начинаниям в Москве, Александр Николаевич обращается в ближайший от него подмосковный город Красногорск, в райком комсомола. И, по совету заместителя райкома А.Мишина, приходит в НТТМ «Вектор», директор которого молодой и прогрессивно мыслящий, только что окончивший институт управления, Юрий Таран.По своему профилю предприятие Тарана занимается экологией,но именно здесь Комиссаров получает полную поддержку и создает отделение аэронавтики, главной задачей которого является организация работ по созданию первого в стране спортивного теплового аэростата. Вместе с ним переходят многие из его коллег, друзей и единомышленников. Институт эволюционной экологии и морфологии животных АН СССР становится спонсором проекта. Аппарат планировалось использовать для мониторинга миграций и ареалов редких животных. Инициатором применения аэростатной техники выступил научный сотрудник института А.В. Субботин. Создание аэростата проводилось по кооперации: система энергопитания и баллоны были изготовлены в КБ им. Лавочкина. Топливные агрегаты закупались в калининградском заводе топливной арматуры. Прочностные расчеты оболочки проводились в ДКБА г. Долгопрудный. Там же были закуплены бобины с нитями для будущего материала оболочки. Это были синтетические нити полиэфирного шёлка самой маленькой на то время толщины 5-tex производства компании «Dupont». Материал ткался на Балашовском комбинате плащевых тканей. Исследования полученного материала проводились специалистами института ВНИИ полихимических волокон. Подбор и исследования воздуходержащего покрытия из «Акрила» проводился в Институте искусственных кож. Красители для тканевых аппликаций разрабатывались в исследовательском институте искусственных красителей НИИОПиК. Лекала оболочки и горелка изготавливались на МЗ «Вымпел». Пошив первой оболочки производился на Солнечногорском парашютном заводе, выпускающем тормозные парашюты для сброса тяжелой транспортной техники и танков. Первому отечественному аэростату было дано имя «Аэровек» и его первый полет состоялся 28 июля 1989 года на Тушинском аэродроме в Москве.