Александр Михайлович Кондаков (род. 11 ноября 1958, Москва) — российский государственный и общественный деятель, известный учёный, организатор науки. Член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики (2006).
Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2004), Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009), кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008).
Биография
Сын заместителя Министра просвещения СССР, Президента АПН СССР М.И. Кондакова.
В 1980 году окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, работал учителем географии и английского языка в школе №29 г. Москвы. В 1982—1985 обучался в аспирантуре кафедры экономической географии МГПИ. В 1985—1997 — ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры экономической географии, начальник Управления международных связей МГПИ.
В 1997 году был назначен помощником заместителя Председателя Правительства РФ О.Н. Сысуева по вопросам образования. С июня 1998 по июнь 2001 — заместитель министра общего и профессионального образования РФ.
В 2001-2012 гг. - генеральный директор государственного издательства «Просвещение».
В 2013-2014 гг. - председатель совета директоров, генеральный директор ООО "Дрофа".
С 2014 г. - президент ООО "Институт мобильных образовательных систем", председатель совета директоров, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование».
В 2005-2012 гг. - соруководитель авторского коллектива, разработавшего фундаментальное ядро содержания общего образования (2009), руководитель разработки нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (2009), основного общего (2010) и среднего (полного) общего образования (2012), а также федеральных государственных требований к дошкольному образованию (2010), соавтор Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).
Под руководством А.М. Кондакова созданы инновационные системы учебников для всех уровней общего образования: «Перспектива», «Сферы», «Академический школьный учебник», разработаны примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (2009 – 2010 гг.), реализующие требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Деятельность А.М. Кондакова направлена на совершенствование российского образования и его учебно-методического обеспечения, развитие новых образовательных технологий, создание комплексной современной социокультурной образовательной среды, обеспечивающей личностное развитие молодых граждан России. Под руководством и при участии А.М. Кондакова разработаны и реализованы проекты:
- «Реформирование системы образования Российской Федерации» (2001);
- «Российский общеобразовательный портал – school.edu.ru» (2001);.
- «Информатизация системы образования Российской Федерации» (2002);
- «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории второй половины XX века» (2007);
- Проект «Живая инновация», направленный на формирование инновационного мышления школьников (2009);
- Учебно-методический комплекс «Основы религиозных культур и светской этики» (2010). А. М. Кондаков имеет большой опыт работы с различными международными образовательными организациям, фондами и компаниями, среди которых Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейская комиссия, МБРР, EEPG, AEP, AAP и др. В 1998–2002 годах являлся заместителем председателя Совета по образованию СНГ. В 1994-2001 г. являлся официальным представителем Организации Международного Бакалавриата в России.
Научная деятельность
Кандидат географических наук (1985).
Доктор педагогических наук (2005, диссертация «Образование как ресурс развития личности, общества и государства», специальность 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования»).
Автор 9 монографий и более 100 научных статей, посвященных вопросам совершенствования системы российского образования и развития современных образовательных технологий.