Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Корженевский, Николай Леопольдович

Корженевский, Николай Леопольдович

Путешественники

06 февраля 1879 - 31 октября 1958

31 октября 1958, Ташкент) российский и советский путешественник, географ, геоморфолог и гляциолог, доктор географических наук , член-корреспондент Академии наук Узбекской ССР , заслуженный деятель науки Узбекской ССР


Николай Леопольдович Корженевский — (6 февраля (18 февраля) 1879, село Завережье, Витебская губерния — 31 октября 1958, Ташкент) российский и советский путешественник, географ, геоморфолог и гляциолог, доктор географических наук (1937), член-корреспондент Академии наук Узбекской ССР (1947), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1939). Профессор, заведующий Кафедрой физической географии Среднеазиатского университета с 1937. Действительный член Всесоюзного Географического общества СССР.

Биография

Детство и юность

Отец Леопольд Корженевский имел литовско-белорусские корни и происходил из дворян Корженёвских Ковенской губернии, мать была полькой. Детство прошло в Костромской губернии, где его отец — любитель охоты — привил юноше любовь к исследованию природы. Болезнь и смерть отца разрушили планы поступления в университет, поэтому после окончания реального училища Николай поступил в Киевское военное училище, которое с отличием окончил в 1901 году. Имея возможность выбрать любое место военной службы в Центральной России, он пишет рапорт о желании служить в Туркестанском крае, который совсем недавно стал новым колониальным приобретением России. Рапорт был удовлетворен и молодому офицеру предписано отбыть к месту службы в далекий уездный городок Ош на окраине Российской Империи в предгорьях Памира.

Испытав трудности и не без «приключений», он добирался до места своей будущей службы через Кавказ, Каспийское море, далее по Закаспийской железной дороге через Самарканд и Ташкент в Ферганскую область в городок Ош.

Служба в Оше

Ош расположен в восточной части Ферганской долины и в начале XX века здесь жило около пятнадцати тысяч жителей — узбеков, таджиков, русских и других, а также стоял гарнизон русских войск. По прибытии к месту службы 22-х летний офицер Николай Корженевский был радушно встречен своими будущими начальниками — командиром батальона Сергеем Андреевичем Топорниным и уездным начальником — полковником Василием Николаевичем Зайцевым, до того бывшим первым командиром Памирского отряда и строителя пограничного Памирского поста. Топорнин и Зайцев ввели Корженевского в офицерский круг, материально поддержали его на первых порах и помогли обустроиться на новом месте. Помимо военной службы энергичный и деятельный офицер в свободное время из подручных средств изготовил небольшую динамо-машину для освещения своей квартиры и квартир некоторых своих знакомых, занимался физическими опытами и усовершенствованиями использовавшихся тогда для освещения улиц газолильных (селеновых) фонарей. В 1902 он при поддержке своего военного командования разработал и смонтировал две гелиотелеграфные станции для двусторонней связи Оша с Джалал-Абадом.

Николай Корженевский в свободное время также много читал, занимался самообразованием: серьёзно изучил астрономию, геодезию, метеорологию, геологию, гляциологию, ботанику, а также некоторые прикладные специальности, например, телеграфное дело. Всё это в дальнейшем помогало ему квалифицированно и глубоко вести исследовательскую работу во время своих экспедиций в горах Центральной Азии.

Исследование гор Центральной Азии

Первая Памирская экспедиция 1903

В 1903 военное командование направило Корженевского на Памир для нужд сменного Памирского отряда. Целью командировки была организация беспроволочного телеграфа Памирского отряда с командованием в Оше. Выступил Корженевский на Памир обычным в то время маршрутом через озеро Капланкуль и затем углубился в малоизученные области Памира. Поднявшись на перевал Талдык высотою 3615 метров, Корженевский обнаружил Памятный столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги по Памиру. Это были подполковник Бронислав Громбичевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут. Долгое европейцы полагали, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 плененые в Первой мировой войне австрийцы. Дневник Корженевского свидетельствует о другом: первая колесная дорога из Ферганской в Алайскую долину проложена 22 годами ранее — ещё в 1894, и построили её русские саперные части. Позднее эта часть колесной дороги по Памиру получила название «Старый Памирский тракт».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ