Георгий (Юрий) Серафимович Кочетков (род. 5 октября 1950, Москва) — православный богослов, катехизатор, священник Русской православной церкви, основатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (1988), основатель и духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств (1990), основатель возможной системы современной катехизации (с 1971) — помощи людям в их подготовке к вступлению в Церковь, переводчик на церковный русский язык основных текстов православного богослужения с греческого и церковнославянского языков.
Автор более 40 книг и многих публикаций на русском, английском, немецком, французском, итальянском языках по миссиологии, катехетике, гомилетике, экклезиологии и пастырскому богословию.
Профессор священник Георгий Кочетков имеет степень кандидата богословия от Свято-Сергиевского института (Париж), в котором защитил в 1993 г. диссертацию на тему «Таинственное введение в православную катехетику».
В 1990-е — начале 2000-х годов активная миссионерская, просветительская и литургическая деятельность отца Георгия подвергалась критике. Среди основных оппонентов — сектовед Александр Дворкин, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Дмитрий Смирнов, главный редактор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров и др. При этом отца Георгия поддерживали архиепископ Михаил (Мудьюгин), митрополит Сурожский Антоний (Блум), протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Павел Адельгейм, академик Сергей Аверинцев, глава издательства YMCA-Press Никита Струве, профессор Оливье Клеман и многие другие.
В течение последних 15 лет отец Георгий Кочетков служит в Москве в Новодевичьем монастыре по разрешению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Биография
Семья, детство
Родился в Москве 5 октября 1950 года в семье инженера-химика Серафима Дмитриевича и экономиста Евгении Кузьминичны (урожденной Кондратьевой). Некоторые родные со стороны отца были репрессированы. Прабабка со стороны отца была дворянкой из рода Бибиковых.
Был крещен с именем Георгий в возрасте 10 лет. Верующим стал в школьные годы, к христианству пришел во многом через знакомство с искусством, особенно эпохи Возрождения. С седьмого класса школы начал водить экскурсии для своих одноклассников по соборам Кремля, что было для советских школьников редкой возможностью искать ответы на волновавшие их духовные вопросы.
В старших классах смог найти Библию и всю её прочитать:
Одно из самых первых моих впечатлений от чтения Евангелия ещё в 10-м классе (мне открылось это место сразу, как только я в первый раз взял в руки Библию): «Жатвы много, а делателей мало». Меня это пронзило, словно стрелой в сердце. Эта строчка стала для меня как бы главенствующей, я очень ярко почувствовал, что это именно то в духовной жизни, что больше всего «болит».
Тогда же стал посещать православный храм (был прихожанином Богоявленского собора в Москве, а с 1972 года — прихода храма святителя Николая в Кузнецах).
В 1968 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Хотел поступать в духовную семинарию, однако это вызвало резко негативную реакцию со стороны матери, которая работала в оборонном отделе Госплана СССР и, в отличие от сына, хорошо знала, чем грозит в Советском Союзе открытое признание себя верующим человеком. Поступил на общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.
Студенческие годы и аспирантура
В 1968 году на вечере памяти святителя Филарета Московского в стенах Московской духовной академии Георгия познакомили с преподавателем Нового завета архимандритом Анатолием (Кузнецовым), который дал ему прочесть катехизис митрополита Филарета Московского, беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым и книги отца Александра Меня. Позже, Великим постом 1971 года, он помогал Георгию подготовиться к первому причастию, а его первому крестнику Александру Копировскому — к крещению.
В конце 1969 года отец Анатолий познакомил Георгия с семьёй Пестовых — Николаем Евграфовичем и его супругой Зоей Вениаминовной, входившими в круг духовных чад отца Алексия и отца Сергия Мечёвых. Благодаря этому знакомству Георгий имел возможность читать книги из семейной библиотеки, общаться с друзьями и знакомыми Пестовых.