Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кочетков, Николай Павлович: биография

Получив рабочую профессию, Николай Павлович с 1935 года начал работать на химзаводе электромонтёром по тепловым приборам. По вечерам учился в 8 классе школы рабочей молодёжи. В это время в стране активно шло формирование военно-воздушных сил. ЦК ВЛКСМ обратился к комсомольцам с призывом идти в авиацию. Под эгидой Осоавиахима в больших и малых городах открывались аэроклубы. В 1936 году появился свой аэроклуб и в Рошале: химзавод на свои средства приобрёл 2 самолёта У-2, 2 планёра УС-2 и 2 парашюта, построил 25-метровую парашютную вышку. Желающих учиться лётному мастерству оказалось около ста человек. Строгая приёмная комиссия отобрала тридцать из них, а медики отсеяли ещё половину. В числе 15 курсантов, допущенных к занятиям, оказался и Николай Кочетков. Теоретическая подготовка проходила в здании школы ФЗУ без отрыва от производства, а для практических занятий завод предоставил курсантам двухмесячный оплачиваемый отпуск. Учебные сборы проходили на полевом аэродроме близ деревни Лузгарино весной-летом 1937 года. Николай Павлович с общим налётом 30 часов был одним из лучших: он вошёл в число девяти курсантов, допущенных к самостоятельным полётам, и в число трёх, рекомендованных для поступления в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. В Рошале в то время был только военно-учётный стол, и направление пришлось оформлять через Егорьевский районный военный комиссариат. Оценивать технику пилотирования будущих лётчиков в Рошальский аэроклуб в феврале 1938 года из Энгельса приезжал инструктор, который дал им положительную характеристику. В октябре 1938 года Н. П. Кочетков стал курсантом Энгельсской ВАШП.

На службе в РККА

За время учёбы в авиашколе Николай Кочетков в совершенстве овладел техникой пилотирования многоцелевым самолётом Р-5. После аттестации в феврале 1939 года его в звании младшего лейтенанта направили лётчиком-инструктором в Челябинское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей. Когда начался вооружённый конфликт с японцами на реке Халхин-Гол, решением политотдела училища Николай Павлович был командирован в Забайкальский военный округ. Но поучаствовать в сражении ему тогда не удалось: с июля 1939 года Кочетков находился в частях резерва, служил в составе звена связи при стрелковой дивизии на станции Борзя Читинской области. Летая на У-2, самостоятельно освоил полёты в ночное время. В марте 1940 года его отозвали в Челябинское ВАУЛ (в январе 1941 года училище переименовано в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров), где он продолжил готовить специалистов для строевых частей Красной Армии. В Челябинске его и застало известие о начале Великой Отечественной войны. Почти все лётчики-инструкторы сразу написали рапорты об отправке на фронт, но начальник училища генерал-майор Ф. Е. Емельянов их инициативу не поддержал. Только когда положение на фронте стало особенно тяжёлым, и враг вышел на ближние подступы к Москве, на базе авиашколы началось формирование 686-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Соединение возглавил подполковник В. И. Кулаков-Павлов, а младший лейтенант Н. П. Кочетков стал командиром звена 2-й авиаэскадрильи.

В битве за Москву

15 ноября 1941 года 686-й ночной бомбардировочный авиационный полк был включён в состав ВВС 49-й армии Западного фронта и в тот же день с полевоо аэродрома у деревни Степыгино близ Лопасни приступил к боевой работе. Первые бомбовые удары младший лейтенант Н. П. Кочетков нанёс по немецким войскам, пытавшимся прорваться к железной дороге Тула—Серпухов и окружить советские войска в районе Тулы. В ходе начавшегося контрнаступления под Москвой Николай Павлович на своём Р-5 оказывал поддержку наземным войскам, наступавшим в направлении Алексина. Осуществлять боевые вылеты лётчикам полка приходилось в крайне неблагоприятных метеоусловиях: по ночам температура опускалась ниже —30°, стояла низкая облачность, часто переходящая в густой туман. Около 15 раз Николаю Павловичу приходилось сажать свой самолёт на аэродром, затянутый пеленой тумана, но он всегда делал это мастерски, ни разу не повредив боевую машину. Особенно тяжёлая ситуация сложилась ночью 10 декабря: туман был настолько густой, что сквозь него не пробивался свет сигнальных прожекторов. Лётчик долго кружил над аэродромом в ожидании, что погода улучшится, пока не израсходовал весь запас топлива. Пришлось идти на смертельный риск — сажать самолёт вслепую. Выключив двигатель, он медленно планировал к земле, пока шасси не коснулись грунта. Благодаря мастерству лётчика машина и экипаж были спасены.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ