Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Крамер, Генрих

Крамер, Генрих

Религия

немецкий монах доминиканского ордена, автор известного трактата по демонологии «Молот ведьм»


Генрих Крамер (нем. Heinrich Kramer, также известный как Генрикус Инститор (лат. Henricus Institor); ок. 1430, Вольный город Шлеттштадт — 1505, Брно или Оломоуц, Моравия, Священная Римская империя) — немецкий монах доминиканского ордена, автор известного трактата по демонологии «Молот ведьм».

Помещенная на титульном листе книги форма имени «Инститорис» представляет собой латинский генитив — родительный падеж — и читается как «„Молот ведьм“ от Инститора»; часто этот генитив ошибочно принимается за номинативную форму имени. Латинское слово Institor представляет собой точный перевод на латинский язык немецкого слова Kramer — торговец мелочью.

Во времена Крамера погибло около трех тысяч так называемых «ведьм».

Происхождение. Ранние годы

Генрих Крамер родился в бедной семье. В 1445 году он вступил в родном городе в орден доминиканцев. До 1474 года обучался в латинской школе, изучая философию и теологию.

В 1474 году за неприязненную по отношению к императору Фридриху проповедь был подвергнут аресту. Вторично был арестован в 1482 году за растрату денег от продажи индульгенций.

В 1479 году, после короткого пребывания в Риме, был назначен инквизитором орденской провинции Аллемания. В том же году он получил докторскую степень по теологии. Это известно из «Книги немецких героев» Панталеона (1618), однако Тритемий, современник Крамера, в своем «Иллюстрированном каталоге мужей Германии» (1495) называет его просто теологом ордена.

Деятельность в качестве инквизитора

Своё первое расследование, уже в должности инквизитора, он провёл в итальянском городке Триенте (в то время в составе Трентского епископства). Тогда речь шла об убийстве двухлетнего мальчика Симонио, предположительно это сделала группа иудеев в ходе ритуального убийства. В ходе этого расследования Генрих Крамер вынес смертный приговор девяти евреям из Триента, убитый ребёнок был причислен к лику святых.

После суда над евреями в Триенте Крамер продолжил вести процессы против ведьм и сект. В 1482 году он стал настоятелем доминиканского монастыря в родном городе, в том же году выпустил брошюру против словенского архиепископа из Краины Андрея Замометича (покончил с собой в Базеле в 1484 году).

По результатам ведовского процесса, проходившего в Равенсбурге (вольный город в составе Швабского союза городов), он приказал сжечь двух женщин на кострах. Именно Генрихом Крамером был в 1484 году составлен текст буллы Summis desiderantes affectibus, которую подписал папа Иннокентий VIII. Согласно тексту «ведовской буллы», власти германских государств должны были всеми силами помогать инквизиторам в борьбе с ведьмами.

После одобрения буллы он приступил к активной борьбе с ведьмами в Бриксенском епископстве, в том числе провёл судебный процесс в Иннсбруке (территория Священной Римской империи, с которой теперь будет связана его карьера). Однако против него выступили представители всех социальных слоёв города. Когда дело приняло угрожающий оборот, местный епископ, чтобы остановить волну недовольства, освободил обвиняемых женщин и отменил приговоры инквизиции. Крамеру было предложено уехать.

Молот ведьм

В ответ, чтобы оправдать свои действия, в декабре 1486 года он написал знаменитую книгу «Молот ведьм». Книга была выпущена в вольном городе Шпайере уже в следующем году, а затем несколько раз переиздана. В 1496 году «Молот» напечатал в Нюрнберге Антон Кобергер.

Впоследствии Крамер хвастался, что отправил на костёр 200 ведьм, а также обвинял в ереси тех, кто сомневался в их существовании. Даже его внешний вид вызывал недоверие и страх среди людей. На своих проповедях он предупреждал об опасности искушения дьяволом, запугивал народ и призвал делать доносы при малейшем подозрении, например, при подозрении в сглазе, порче, появлении необычных болезней и т. д. Генрих предостерегал от сокрытия ведьм и помощи им, убеждал всех в теории заговора. Согласно его мнению, действия дьявола и ведьм вот-вот должны были привести к концу света. Удобство созданной им теории состояло в том, что по указанным признакам можно было обвинить почти любого человека. Руководствуясь папской буллой и пытая людей, он искал только виновных, не пытаясь никого оправдать.

В самом названии труда чувствуется весьма нескромная для церковника аллюзия на Евангелие (ср. Евангелие от Иоанна, Евангелие от Матфея). Действительно — Крамер считал, что он послан самим Господом, чтобы очистить этот мир от ереси. В результате автор в 1490 году был сам осужден инквизицией за неадекватные способы допроса.

Поздние годы

Впоследствии Крамер переехал во владения Габсбургов: с 1488 года он служил в вольном городе Аугсбурге, в 1493—1495 гг. преподавал в качестве профессора Священное писание в Зальцбурге. После недолгого пребывания в Венеции, где он читал лекции по ведовству и в 1499 году выпустил трактат, критикующий позицию итальянского ученого-юриста Антонио Розелли по лишению Папы светской власти, Крамер вернулся обратно. Последняя работа 1501 года, вышедшая в Ольмюце, направлена против вальденцев.

С 1500 года служил в качестве «цензора веры» в Моравии.

Место и дата смерти Крамера точно неизвестны.

В кинематографе «Генрих Крамер» является персонажем фильма «Уитчвилль: Город ведьм» (Witchville), 2010.

Сочинения

  • Epistola contra quendam conciliistam archiepiscopum videlicet Crainensem. [Strassburg]: [Heinrich Eggestein], [1482].
  • Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hresim, ut phramea potentissima conterens. [Speyer]: [Peter Drach], [1487].
  • Tractatus varii cum sermonibus plurimis contra quattuor errores novissime exortos adversus divinissimum eucharistie sacramentum. Nrnberg: Anton Koberger, 1496.
  • Opusculum in errores Monarchie. Venetijs: Expensis tamen… Petri Liechtensteyn, 1499.
  • Sancte Romane ecclesie fidei defensionis clippeu[s] adversus Walde[n]sium seu Pickardoru[m] heresim … [Iuliomontium]: Conradus Baumgarthen, 1501.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ