Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кривоглаз, Осип Борисович

Кривоглаз, Осип Борисович

Архитектура

02 июля 1918 - 03 июля 2012

архитектор, художник


Осип Борисович Кривоглаз (2 июля 1918, Киев — 3 июля 2012, Киев) — архитектор, художник. Почетный академик Украинской академии архитектуры.

Биография

Родился 2 июля 1918 года в Киеве в семье врача. В 1937 году поступил на архитектурный факультет Киевского Художественного института; с 4-го курса перешел в Московский архитектурный институт, который окончил в 1943 году.

В течение 40 лет — практикующий архитектор. Работал в Киеве в Гипрограде, Киевпроекте (мастерские Бориса Приймака, Льва Катка), ГипроНИИздраве. Проектировал ряд зданий и комплексов в Киеве, здравницы в Трускавце, Ялте (Мисхор), Надыме.

В конце 1950-х годов увлекся живописью, занимался художественным творчеством вплоть до последних месяцев жизни.

Член Союза архитекторов Украины (с 1946 года)

В течение 1984—2009 годов — член градостроительного совета при Главкиевархитектуре. Неоднократно выступал в прессе по проблемам застройки Киева.

Награждён несколькими советскими медалями, «Знаком почета киевского городского головы».

Скончался 3 июля 2012 года в Киеве. Похоронен на Берковецком кладбище.

Семья

  • Отец — Борис Абрамович Кривоглаз (25 декабря 1893 — июль 1978);
  • Двоюродный брат — Михаил Кривоглаз (18 мая 1929, Киев — 30 июня 1988, Киев) — учёный (физик-теоретик).

Архитектурное творчество

В начале своей профессиональной деятельности О. Б. Кривоглаз выстроил в Киеве несколько «сталинок» — на улицах Игоревской, Калинина (Софийской), Воздухофлотском проспекте и др. В этих постройках, а также в отдельных «малых формах» он показал себя как мастер архитектурных композиций, тонко владеющий деталями. Вместе с тем, в неосуществленных проектах крупной комплексной застройки проявил качества талантливого градостроителя. Таков, в частности, разработанный в 1947 году проект застройки Печерской площади (площадь Леси Украинки).

В хрущевские времена, когда «архитектурные излишества» были объявлены вне закона, архитектору пришлось работать в упрощенных формах, но и в этих условиях он добивался выразительных решений. Так, комплекс из двух жилых корпусов по улице Чкалова (Олеся Гончара) и Чеховскому переулку был решен как симметричная композиция на сложном рельефе, её осью стала монументальная лестница к Центральному крытому рынку. Здание кинотеатра «Ленинград» получило форму обычного параллелепипеда, но громадные плоскости стен с помощью облицовочной плитки были покрыты словно бы ковром.

К сожалению, многие постройки Осипа Кривоглаза дошли до нынешнего времени в искаженном виде (водная станция ДОСААФ на Трухановом острове приватизирована и перестроена; комплекс по улице Олеся Гончара и Чеховскому переулку после сноса Центрального рынка утратил перспективу; облицовка главного фасада кинотеатра «Ленинград» изменена).

Реализованные проекты в Киеве

  • Водная станция ДОСААФ на Трухановом острове (1950)
  • Жилой дом по улице Игоревской, 5 (1950-е гг.)
  • Жилой дом Союза композиторов по улице Софийской, 16 (1953),
  • Жилой дом по Воздухофлотскому проспекту, 33 (1950-е гг.)
  • Жилой дом по улице Мечникова, 10 (1950-е гг.)
  • Кинотеатр «Ленинград» по улице Юрия Гагарина на 1010 мест (1960)
  • Комплекс жилых домов по улице Олеся Гончара, 46-48 и Чеховскому переулку, 2 (1960-е гг.)
  • Здание комбината «Художник» Союза художников Украины на улице Васильковской, 32 (1960-е гг.)
  • Здание института «Гипроздрав» по улице Мечникова, 3-5 (1960-е гг.)

Проектирование застройки кварталов проспекта 40-летия Октября, Воскресенского массива (в соавторстве).

Участие на ранних стадиях разработки проектов Ботанического сада АН УССР, Дворца пионеров и школьников на площади Славы.

Неосуществленные проекты: комплекс на Почтовой площади, застройка нынешней площади Леси Украинки.

Художественное творчество

Занялся живописью в возрасте 40 лет. Работал преимущественно маслом по картону, оргалиту, холсту.

На первом этапе творчества писал главным образом пейзажи и натюрморты; предпочитал традиционную манеру. Произведения отличались свежим, выразительным колоритом, гармоничной композицией, лирическим настроением. «Судьба наделила его чувством цвета, а навыки архитектора композиционным мастерством».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ