Алексей Васильевич Кузьмич (1 июня 1945 года, д. Мохро Ивановского района Брестской области — 31 октября 2013, Минск) — белорусский советский художник.
Биография
Детство
Алексей Васильевич Кузьмич родился в первый тяжёлый послевоенный год в деревне белорусского Полесья. Отец после возвращения с фронта вскоре умер. Мать Алексея, Александра Максимовна, воспитывала семерых детей одна. Алексей рано начал рисовать. На формирование личности художника оказали влияние близкие люди - родные сёстры, двоюродный брат Степан, самобытный художник, а также преподаватель рисования в местной школе Анатолий Павлович Рубанович.
Юность
В 1962 году, по окончании 9 классов, Алексей Кузьмич уехал в Красноярск, где поступил учиться в художественное училище имени В. И. Сурикова. Большую роль в становлении Алексея Кузьмича как художника сыграл Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова, находившийся недалеко от училища, обладающий одним из самых значительных собраний произведений живописи русского искусства XIX — XX веков за Уралом. Много времени было проведено в этой картинной галерее за отработкой техники художественного письма. По окончании училища, в 1965 году, Алексей Кузьмич был призван в ряды Советской Армии, в ракетные войска стратегического назначения. Службу нёс в Красноярском крае. По долгу службы занимался также выполнением художественно-оформительских работ. Также, получил в армии 1-й разряд по вольной борьбе и 2-й разряд по гиревому спорту.
Переезд в Минск
В 1968 году Алексей Кузьмич приехал в Минск с намерением поступить учиться в Белорусский государственный театрально-художественный институт. Но, опоздав к моменту подачи документов, устроился работать на Минский подшипниковый завод. Узнав о существовании во Дворце Культуры минского Тракторного завода изостудии, показал свои рисунки преподавателю изостудии, будущему Народному художнику Республики Беларусь Анатолию Барановскому, который высоко оценил художественное дарование Алексея Кузьмича. После года занятий с Анатолием Барановским, в 1968 году, Алексей Кузьмич поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт и успешно закончил его в 1975 году. Преподавателями его были известные белорусские художники, такие как Борис Аракчеев, Натан Воронов, Пётр Крохолёв. Талантливому выпускнику предложили остаться преподавать в институте. Получив некоторый опыт преподавания, Алексей Кузьмич ушёл из института и полностью занялся творчеством.
Творчество
Первые творческие опыты Алексея Кузьмича характеризуются приверженностью к портрету, тематической картине. Он писал окружающий мир, людей: «У окна» (1974), «Воскресный день» (1976), «Девушка и цветы» (1976), «В мастерской художника» (1977). Далее художник переключился в своей живописи на проблемы более философского плана — о смысле присутствия человека на Земле, о нравственном долге, о предназначении женщины-матери (Мадонны), о духовной роли славянских народов в эволюции всего человечества. Размышлял о проблемах духовного совершенствования человека, о борьбе добра и зла.
Главной героиней живописи Алексея Кузьмича всегда была Женщина. Сам художник характеризовал своё кредо следующим девизом: «Кто любит женщину, кто любит мир, кто пишет женщину, тому помогает Бог». В стилистике произведений на тему Мадонны стала проступать некоторая иконная образность, имеющая значительное художественное воздействие.
- Галерея Мадонн
-
«Три мадонны», 1987 год, холст, масло, 130 х 100 см
-
Плач Евфросиньи Полоцкой, 1992 год.
-
«Наши спасительницы», 1996 год. Холст. масло, 129 х 121.5 см
-
«Святая Русь. Горящая Русь», 1991 год. Холст, масло, 190 х 95 см
-
«Вселенская скорбь», 1993 год. Холст, масло, 100 х 90 см
-
«Тонущая Россия», 2000 год. Посвящается памяти моряков затонувшего атомохода «Курск»
-
«Ева» из серии «Золотые мадонны», 2005 год. Холст, масло, 66 х 69.5 см
-
«Мадонна с близнецами» из серии «Жертвенность славянских мадонн», 1996-97 г. Холст, масло
-
Мадонна из серии «В немой гармонии печали», 2001 год, 74.5 х 94 см
-
«Мадонна», 1999. Холст, масло.
Также кисти Алексея Кузьмича принадлежит ряд портретов известных деятелей белорусской и российской культур. В 1980 году он написал портрет белорусской актрисы, народной артистки СССР Стефании Станюты, в 1983 году — портреты народных артистов СССР Галины Макаровой и Здислава Стомы, в 1988—89 годах — портреты скульптора, лауреата Ленинской премии СССР В. Занковича, кинорежиссёра Михаила Пташука.
В своих картинах Алексей Кузьмич рассуждал также о белорусской идентичности: «Памяти Гусовского» (1981), «Живи и помни» (1985), «Противостояние» (1985), «Посвящается Чернобылю» (1988—89), «Жертвоприношение» (1989).
- Галерея артистических портретов
-
Заслуженный артист БССР Фома Воронецкий, актёр Купаловского театра. 1976 год, холст, масло, 110 х 88 см.
-
Народная артистка РСФСР Лариса Лужина, 1988 год, холст, масло, 120 х 107 см.
-
Кинорежиссёр Виктор Туров, народный артист СССР, 1989, холст, масло, 170,5 х 134,5 см
-
Народный артист СССР Николай Ерёменко-старший, 1996 год, холст, масло, 120 х 100 см.
-
Белорусский театральный режиссёр, народный артист Беларуси Борис Луценко, 2001 год, 129 х 100 см.
-
Народная артистка БССР Мария Захаревич, 2001 год, холст, масло, 98 х 90 см
Память
1 июня 2014 года на родине Алексея Кузьмича, в деревне Мохро на Полесье открылась именная художественная галерея художника.