Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Курбангалиев, Мухаммед-Габдулхай

Курбангалиев, Мухаммед-Габдулхай

Активисты

башкирский просветитель, выдающийся религиозный, политический и общественный деятель первой половины XX века


Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев (Курмангалиев; башк. Мхммт-бделхй орбанлиев, 1889—1978) — башкирский просветитель, выдающийся религиозный, политический и общественный деятель первой половины XX века.

Биография и деятельность до 1917 года

Родился в 1889 году в деревне Медиак Мухаммед-Кулуевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне в Аргаяшском районе Челябинской области) в семье имам-хатыба мечети Габидуллы Курбангалиева, очень авторитетного среди башкир религиозного лидера, известного как «хромой ишан» и имевшего множество последователей (мюридов).

В 1914 году окончил Медиакское медресе.

М-Г. Курбангалиев обучался также в медресе «Расулия» в городе Троицк Верхнеуральского уезда, преподавал в медресе д. Медьяк.

В 1916 году муфтий Сафа Баязитов готовил в качестве своего преемника на должность верховного муфтия России (председателя Оренбургского магометанского духовного собрания).

В 1916 году стал управляющим Петербургским округом мусульман.

Участие в процессах Гражданской войны

В 1917 году принимал участие в I и II Всебашкирских съездах (курултаях) в Оренбурге и в Уфе.

Выступал против социализации земли в любой форме и за автономное духовное управление мусульман Башкурдистана. Стал одним из организаторов Аргаяшского кантона.

Вместе с отцом был основным оппонентом Ахмед-Заки Валиди в башкирском национальном движении, не принял перехода Башкирского Правительства на сторону Советской власти ради сохранения башкирской автономии и заявил от имени башкир о поддержке администрации А. В. Колчака. Был одним из лидеров башкирских белых частей.

Летом 1919 года пытался организовать в Челябинске новый курултай башкир, затем с колчаковской армией отступил на восток. Сотрудничал с лидерами Белого движения Владимиром Каппелем, Романом Унгерном фон Штернберг и Григорием Семёновым. В конце февраля 1920 года к Чите, к Семёнову, вышло 30 тысяч солдат-каппелевцев и среди них сводный 4,5 тысяч отряд башкир под командованием Мухаммад-Габдулхая Курбангалеева и Галимьяна Тагана.

После сдачи Читы белыми в октябре 1920 года Красной Армии, Мухаммед Курбангалиев эмигрировал в Маньчжурию. В Маньчжурии как имам и мударис продолжил работу по объединению единоверцев вокруг ислама, башкирских традиций и учебы на родном языке.

Эмиграция в Японию и деятельность среди эмигрантов

В 1924 году переехал в Японию, организовал общество мусульман г. Токио (махалля «Исламия») и стал его главой.

В 1927 году открыл школу для мусульман Японии.

В 1928 году организовал Всеяпонский съезд мусульман. Основал типографию, выпускающую книги на арабском и башкирском языке. Объехал всю Японию, преподавал ислам, выпустил несколько книг об урало-алтайских народах и их истории.

В 1932—1936 гг. основал общество мусульман в Манчжоу-Го, медресе в Мукдене, журнал «Япон Мхбире» («Японский вестник»), издал первый на Дальнем Востоке Коран.

Установил тесные связи с коммерсантами Кореи и Маньчжурии. Был близко знаком с представителями военного руководства Огасавара Наганари, Нанго Здиро, такими политиками, как граф Окума Сигэнобу — японского государственного деятеля, Тояма Мицуру (руководителя организации «Черный дракон»). Получал средства от финансовых олигархий Японии.

12 мая 1938 года открыл мечеть «Исламия» в Токио и стал первым муфтием Японии.

Мусульмане Японии были вовлечены в русло внешней политики и содействовали японской экспансии в Азии, в чём видели путь к своему освобождению, но деятельность Мухаммед-Габдулхая Курбангалиева препятствовала единой политике Японии по отношению к мусульманам, и МВД Японии организовало его «добровольный отъезд» в город Далянь (Маньчжурия).

Курбангалиев развернул движение за равное положение ислама среди других конфессий в Японии, и в 1939 премьер-министр Киитиро Хиранума заявил, что ислам равноправен в Японии с буддизмом и христианством.

Арест органами НКВД и жизнь на Родине

В 1945 году был арестован в Маньчжурии и осужден в Москве на 10 лет тюремного заключения по статье 58 УК «За контрреволюционную деятельность». До 1955 года отбывал заключение во Владимирской тюрьме.

После освобождения некоторое время жил в Уфе, пытаясь восстановить связи с исламским духовенством, затем поселился в Челябинске, где до самой смерти, последовавшей 22 августа 1972 года, исполнял обязанности имама-хатыба центральной мечети. Похоронен на мусульманском кладбище при мечети Исмагила в Челябинске.

Литература

  • Нисияма, Кацунори Мусульмане в Японии (башк.) // «Ватандаш» : Журнал. — 1999. — № 10. — С. 188—194. — ISSN 1683-3554.
  • Заки Валиди Тоган. Воспоминания : Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру :[Пер. с тур.]. — 1997.
  • Юнусова А. Б. Ислам в Башкирии. 1917—1994. — Уфа: Китап, 1994. — С. 23.
  • Юнусова А. Б. Великий имам Дальнего Востока // «Вестник Евразии» : Журнал. — 2001. — № 4 (15). — С. 83-117. — ISSN 1727-1770.
  • Юнусова А. Б. К истории духовного управления мусульман Республики Башкортостан // «Мир ислама» : Журнал. — Академия наук Республики Татарстан, 1999. — № 1/2. — С. 149—162.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ