Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Курепанов, Иван Васильевич

Курепанов, Иван Васильевич

Переводчики

Антарктиду, переводчик, преподаватель кораблестроения Училища корабельной архитектуры


Курепанов Иван Васильевич (1775—1826) — русский кораблестроитель XIX века, корабельный мастер, построил свыше 30 кораблей различного класса, спроектировал военный шлюп «Мирный» — корабль Первой русской антарктической экспедиции, в ходе которой русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли шестой материк — Антарктиду, переводчик, преподаватель кораблестроения Училища корабельной архитектуры.

Биография

Иван Курепанов родился в 1775 году. Его отец Курепанов Василий Яковлевич (1749 г.р.) был резным подмастерьем Адмиралтейств-коллегии в 80-х годах XVIII века.

Ранние годы

16 июля 1786 года Иван Курепанов был принят на службу тиммерманским учеником 2 класса. 29 января 1792 года произведён в обученные тиммерманы. До 1794 года работал на российских кораблестроительных верфях. По стопам Ивана пошел и его младший брат Пётр (1781 года рождения), ставший впоследствии кораблестроителем, подполковником Корпуса корабельных инженеров, членом Контрольного комитета Кораблестроительного департамента.

В 1794—1801 годы Иван Курепанов изучал кораблестроение в Англии. Составлял чертежи военных судов новой конструкции английского флота и доставлял их в Адмиралтейств-коллегию Морского ведомства России, за что в 1796 году был награждён 50 фунтами стерлингов. 21 апреля 1799 года был произведён в корабельные подмастерья. В 1801 году составил перевод статей английской энциклопедии «Британика», относящихся к кораблестроению, а также статей английского сарваера Сноуграсса. После возвращения из заграничной командировки И. Курепанов в 1802 году получил Монаршее Благоволение «за сделанное особенно верное, беспристрастное, на искусстве основанное донесение, и за все полезные замечания» и пожалован годовым жалованием.

Корабельный мастер

21 мая 1804 года Иван Курепанов был произведён в помощники корабельного мастера, пожалован единовременной премией в 300 рублей и назначен в Училище корабельной архитектуры преподавателем кораблестроения. 31 декабря 1804 года был произведён в корабельные мастера IX класса Табеля о рангах. Обучая будущих кораблестроителей, Курепанов совмещал работу на верфях Санкт-Петербурга, Павловска, Лодейного поля. Принимал участие в строительстве 60-пушечного линейного корабля «Скорый», который строили на Адмиралтейской верфи корабельные мастера В. А. Сарычев и А. И. Мелихов. В 1805 году в Главном адмиралтействе Санкт-Петербурга заложил 14-пушечный катер «Опыт», который после спуска на воду 9 октября 1806 года вошёл в состав Балтийского флота.

3 мая 1806 года Курепанова произвели в корабельные мастера VIII класса, а затем назначили начальником 2 отделения адмиралтейских мастеровых служителей. В 1806 году он построил плавучий маяк, который был установлен в Финском заливе. 11 октября 1806 года корабел заложил в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе 44-пушечный фрегат «Амфитрида», который спустил на воду 11 июля 1807 года, в том же году построил в Павловске трешкоут (небольшое деревянное речное беспалубное гребное прогулочное судно), за что был Высочайше пожалован Государыней Императрицей бриллиантовым перстнем. В 1807—1808 годах Курепанов принимал участие в строительстве флагманского 120-пушечного линейного корабля «Храбрый», который строился под руководством директора кораблестроительного департамента Я. Я. Брюн де Сен-Катерин. 9 января 1808 года И. В. Курепанов одновременно заложил 36-пушечный фрегат «Свеаборг» (спущен на воду 18 сентября 1809 года), гемам (трехмачтовый парусно-гребной фрегат) «Торнео» (спущен 13 сентября 1808 года) и бомбардирские корабли: 24-пушечный «Перун» и 18-пушечную «Молнию», спущеные на воду в июле 1808 года. 15 января 1810 года корабел заложил 74-пушечный линейный корабль «Трех Святителей», который спустил на воду 30 сентября того же года.

В 1810 году И. В. Курепанов был определён в члены комитета Училища корабельной архитектуры. Он продолжал совмещать преподавание в училище и строительство кораблей. В 1811 году под его руководством были построены 74-пушечный корабль «Чесма» (спущен на воду 24 мая 1811 г.), 44-пушечный фрегат «Автроил» и малая яхта, которая предназначалась к плаванию по рекам близ Твери для принцессы Ольденбургской Екатерины Павловны. За строительство яхты Её Высочество пожаловала мастера бриллиантовым перстнем.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ