Курепанов Иван Васильевич (1775—1826) — русский кораблестроитель XIX века, корабельный мастер, построил свыше 30 кораблей различного класса, спроектировал военный шлюп «Мирный» — корабль Первой русской антарктической экспедиции, в ходе которой русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли шестой материк — Антарктиду, переводчик, преподаватель кораблестроения Училища корабельной архитектуры.
Биография
Иван Курепанов родился в 1775 году. Его отец Курепанов Василий Яковлевич (1749 г.р.) был резным подмастерьем Адмиралтейств-коллегии в 80-х годах XVIII века.
Ранние годы
16 июля 1786 года Иван Курепанов был принят на службу тиммерманским учеником 2 класса. 29 января 1792 года произведён в обученные тиммерманы. До 1794 года работал на российских кораблестроительных верфях. По стопам Ивана пошел и его младший брат Пётр (1781 года рождения), ставший впоследствии кораблестроителем, подполковником Корпуса корабельных инженеров, членом Контрольного комитета Кораблестроительного департамента.
В 1794—1801 годы Иван Курепанов изучал кораблестроение в Англии. Составлял чертежи военных судов новой конструкции английского флота и доставлял их в Адмиралтейств-коллегию Морского ведомства России, за что в 1796 году был награждён 50 фунтами стерлингов. 21 апреля 1799 года был произведён в корабельные подмастерья. В 1801 году составил перевод статей английской энциклопедии «Британика», относящихся к кораблестроению, а также статей английского сарваера Сноуграсса. После возвращения из заграничной командировки И. Курепанов в 1802 году получил Монаршее Благоволение «за сделанное особенно верное, беспристрастное, на искусстве основанное донесение, и за все полезные замечания» и пожалован годовым жалованием.
Корабельный мастер
21 мая 1804 года Иван Курепанов был произведён в помощники корабельного мастера, пожалован единовременной премией в 300 рублей и назначен в Училище корабельной архитектуры преподавателем кораблестроения. 31 декабря 1804 года был произведён в корабельные мастера IX класса Табеля о рангах. Обучая будущих кораблестроителей, Курепанов совмещал работу на верфях Санкт-Петербурга, Павловска, Лодейного поля. Принимал участие в строительстве 60-пушечного линейного корабля «Скорый», который строили на Адмиралтейской верфи корабельные мастера В. А. Сарычев и А. И. Мелихов. В 1805 году в Главном адмиралтействе Санкт-Петербурга заложил 14-пушечный катер «Опыт», который после спуска на воду 9 октября 1806 года вошёл в состав Балтийского флота.
3 мая 1806 года Курепанова произвели в корабельные мастера VIII класса, а затем назначили начальником 2 отделения адмиралтейских мастеровых служителей. В 1806 году он построил плавучий маяк, который был установлен в Финском заливе. 11 октября 1806 года корабел заложил в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе 44-пушечный фрегат «Амфитрида», который спустил на воду 11 июля 1807 года, в том же году построил в Павловске трешкоут (небольшое деревянное речное беспалубное гребное прогулочное судно), за что был Высочайше пожалован Государыней Императрицей бриллиантовым перстнем. В 1807—1808 годах Курепанов принимал участие в строительстве флагманского 120-пушечного линейного корабля «Храбрый», который строился под руководством директора кораблестроительного департамента Я. Я. Брюн де Сен-Катерин. 9 января 1808 года И. В. Курепанов одновременно заложил 36-пушечный фрегат «Свеаборг» (спущен на воду 18 сентября 1809 года), гемам (трехмачтовый парусно-гребной фрегат) «Торнео» (спущен 13 сентября 1808 года) и бомбардирские корабли: 24-пушечный «Перун» и 18-пушечную «Молнию», спущеные на воду в июле 1808 года. 15 января 1810 года корабел заложил 74-пушечный линейный корабль «Трех Святителей», который спустил на воду 30 сентября того же года.
В 1810 году И. В. Курепанов был определён в члены комитета Училища корабельной архитектуры. Он продолжал совмещать преподавание в училище и строительство кораблей. В 1811 году под его руководством были построены 74-пушечный корабль «Чесма» (спущен на воду 24 мая 1811 г.), 44-пушечный фрегат «Автроил» и малая яхта, которая предназначалась к плаванию по рекам близ Твери для принцессы Ольденбургской Екатерины Павловны. За строительство яхты Её Высочество пожаловала мастера бриллиантовым перстнем.