Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лалли

Лалли

Религия

финский крестьянин, апокрифический персонаж финской истории и мифологии, возможно, существовавший в реальности


Лалли (фин. Lalli; ? — ум. ок. 1160, оз. Хиириярви, Западная Финляндия) — финский крестьянин, апокрифический персонаж финской истории и мифологии, возможно, существовавший в реальности. Согласно преданию, именно он примерно 19 или 20 января 1156 года убил первого епископа Финляндии Генриха (Хенрика) Уппсальского на льду озера Кёюлиёнярви (сейчас территория общины Кёюлиё провинции Сатакунта на западе Финляндии).

Лалли — самый известный убийца в истории Финляндии. В финском фольклоре этот человек представлен как язычник и противник христианства, его часто отождествляют с Иудой.

Образ Лалли до сих пор имеет большую популярность среди финляндцев. Так, по результатам телевизионного конкурса «Великие финны» (2004) кандидатура Лалли заняла 14-е место в списке наиболее великих людей в финской истории; в том же 2004 году его биография была включена Обществом финской литературы в вышедший на русском языке сборник «Сто замечательных финнов».

Легендарная биография

Происхождение

Исторические сведения о жизни Лалли крайне незначительны. Предполагается, что он происходил из зажиточной крестьянской семьи, поскольку в «Песни на гибель епископа Хенрика» и других фольклорных произведениях о нём говорится как о представителе высших слоёв. Более того, русский писатель А. П. Милюков в своих «Путевых впечатлениях на севере и юге» (1865) называл его «финским дворянином». В 1150-х годах Лалли жил в хозяйстве (позже — усадьбе) Лаллойла в Кёюлиё. В доме Лалли жила его жена Кертту (фин. Kerttu — «божья коровка»), а также — согласно некоторым вариантам «Песни…» — некие Пентти и Олави. Это подвергает сомнению утверждение о том, что убийца епископа был язычником, поскольку все упомянутые имена христианские. Так, Лалли — это видоизменённый вариант имени Лаури. С другой стороны, существует предположение о том, что данные имена имеют более позднее происхождение, в том числе и Лалли. Вариативное имя «Лаллола», встречающееся в песне, вполне можно считать языческим («Лаллола из-за залива, совет добрый с края мыса»). Наконец, по третьей версии, именем «Лалли» древние финны уважительно называли медведя.

Убийство Генриха Уппсальского

Наиболее распространённая версия легенды, изложенная в «Песни на гибель епископа Хенрика», выглядит следующим образом. Однажды Лалли вернулся домой, и встретившая его жена Кертту «нашептала в ухо злобы, шевельнула в груди ярость», сообщив супругу о том, что их дом посещал отправлявшийся на проповедь епископ Генрих и, уходя, не заплатил за еду и питьё, а также за корм для своей лошади. Существует предположение, что Кертту солгала, на самом же деле священник велел своему слуге оставить (или оставил сам) хозяйке плату за еду и лошадиный корм, а та попросту решила спровоцировать мужа. По этой причине образ Кертту в фольклоре — отрицательный. Она характеризуется как «негодная хозяйка, баба вредная в платочке, желчная старуха…».

Услышав рассказ жены, Лалли пришёл в ярость и, вооружившись топором (по другой версии — мечом), встал на лыжи и отправился вдогонку за епископом. Настигнув сани, в которых ехал священнослужитель, на покрытом льдом озере Кёюлиёнярви, Лалли набросился на него и обезглавил, после чего снял с головы митру, а с отрезанного им же пальца — дорогой перстень. Как подчёркивает легенда, он сделал это из жадности.

Когда Лалли вернулся домой в епископской митре, его жена, сидевшая за прялкой, спросила:

И откуда шапка, Лалли, шелом добрый у злодея? «Песнь на гибель епископа Хенрика» (перевод Евгения Богданова)

Последствия и смерть

По преданию, как только крестьянин попытался снять с головы митру, она сошла вместе с волосами и кожей, а на месте пальца, с которого Лалли стал снимать кольцо, осталась только кость. Последнее опровергает, в частности, следующая легенда: по ней Лалли уронил отсечённый палец епископа в снег вместе с кольцом, а весной, когда снег растаял, его обнаружил один слепой, «почувствовавший» блеск золота. Подняв палец, он потёр им глаза и прозрел. Об этом предании упоминал, среди других, известный фольклорист Кристфрид Ганандер. А. П. Милюков, в свою очередь, сообщал о другой легенде. По ней, кольцо было найдено двумя крестьянами, которые также весной плыли по озеру на лодке и увидели кружащего над льдиной ворона. Подплыв поближе, они случайно увидели на льдине палец епископа.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ