Михаил Фёдорович Ларионов (22 мая (3 июня) 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) — русский художник, один из основоположников русского авангарда.
Биография
Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.
В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.
В 1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.
С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.
В 1902—1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.
В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).
К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.
В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника.
Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.
Выставки
Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:
- 1910 — «Бубновый валет»
- 1912 — «Ослиный Хвост»
- 24 марта (6 апреля) — 7 (20) апреля 1913 — «Мишень»
- 1914 - «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив»
В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее.
Иллюстрации и книжная графика
Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).
Театральные работы
- 1915 — «Полуночное солнце» хореограф Л. Мясин, музыка Н. Римского-Корсакова
- 1916 — «Кикимора» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова
- 1917 — «Русские сказки» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова (совместно с Н. Гончаровой)
- 1921 — «Шут», музыка С. С. Прокофьева. Ларионов также выступил в качестве хореографа совместно с Тадеушем Славинским
- 1922 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф Б. Нижинская, музыка И. Стравинского
- 1929 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф С. Лифарь
- 1931 — «Классическая симфония», хореограф Т. Славинский, музыка С. Прокофьева («Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж)
- 1932 — балет Сергея Прокофьева «На Днепре», хореография Сержа Лифаря.