Сарра Дмитриевна Лебедева (девичья фамилия — Дaрмoлатова, (11) 23 декабря 1892, Санкт-Петербург — 7 марта 1967, Москва), русская советская художница, мастер скульптурного портрета. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1945), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958).
Биография
Родилась в семье чиновника, личного дворянина; старшая сестра — поэтесса и переводчик Анна Радлова.
Училась в Школе рисования, живописи и скульптуры Михаила Бернштейна и Леонида Шервуда (1910—1914), работала в скульптурной мастерской Василия Кузнецова (1914).
С 1925 года жила в Москве. С 1926 года член Общества русских скульпторов.
Участвовала в реализации плана «монументальной пропаганды».
В межвоенное двадцатилетие создала множество портретов своих современников: Вяч. Иванова (1925), Феликса Дзержинского (гипс, 1925), Александра Цюрупы (1927), Абрама Эфроса (гипс, 1927), Валерия Чкалова (1937), Соломона Михоэлса и Веры Мухиной (оба — гипс, 1939), Александра Твардовского (гипс, 1943 и мрамор, 1950), Владимира Татлина (известняк, 1943—1944), Мариам Асламазян (1949), Константина Паустовского (1956) и др.
К лучшим образцам русской мемориальной пластики принадлежит изваянное Лебедевой надгробие Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище (песчаник, 1965). Надгробие представляет собой стелу строгих форм с романтичным профилем поэта в технике углублённого рельефа. К 40-летней годовщине смерти Пастернака (2000 год) памятник работы Лебедевой, к тому времени нуждавшийся в реставрации, был заменён точной копией работы скульптора Дмитрия Шаховского.
Лебедевой же принадлежит портрет Пастернака, выполненный из известняка (1961—1963).
Творчество
В раннем творчестве испытала влияние импрессионизма, затем увлеклась кубизмом. С начала 1920-х годов стремилась в своих работах «соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения». Работы С. Д. Лебедевой отличает тонкий психологизм, обобщение и сложное структурное понимание натуры, что органично сочетаясь в пластике мастера, даёт самобытное, глубокое проникновение в выразительный внутренний строй личности портретируемого.
Семья
Была женой художника Владимира Лебедева.
Произведения
- «Робеспьер» (рельеф, гипс тонированный, 1920);
- «Краснофлотец-ударник Власов» (1931);
- «Девочка с бабочкой» (1936);
- «Портрет В. П. Чкалова» (1936—1939);
- «Шахтёр» (1937);
- «Фигура со знаменем (А. Г. Стаханов)» (1939);
Сарра Лебедева — автор проектов памятников Александру Пушкину (1937—1938), Феликсу Дзержинскому (1940), Антону Чехову (1944—1945) в Москве (не установлены); автор памятника на могиле Бориса Леонидовича Пастернака