Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лебедянский, Лев Сергеевич

Лебедянский, Лев Сергеевич

Инженеры

24 октября 1898 - 30 января 1968

советский инженер-локомотивостроитель


Лев Сергеевич Лебедянский (1898 — 1968) — советский инженер-локомотивостроитель. Под его руководством и с его участием были созданы различные типы паровозов, тепловозов и газотурбовозов. Cоздатель паровоза Л.

Биография

Родился 11 (24 октября) 1908 года в Воронеже. Окончил реальное училище в городе Великие Луки (Псковская губерния). В 1921 году окончил Петроградский политехнический институт по специальности «инженер-механик». В 1922 году пришёл работать на КПЗ имени В. В. Куйбышева, на котором работал до выхода на пенсию.

Начинал рядовым инженером-конструктором. Позднее стал главным конструктором завода.

В 1944 году на КПЗ под руководством Лебедянского началось проектирование нового грузового паровоза с осевой формулой 1-5-0. Первые два экземпляра этого типа паровоза прошли испытания в начале 1946 года. В 1947 году паровоз пошёл в серийное производство. Первоначально этой серии паровозов была присвоена серия П («Победа»), однако постановлением СМ СССР от 14 января 1947 года название серии было заменено с П на Л, в честь Лебедянского. Сам Лев Сергеевич считал присвоение созданному под его руководством паровозу серии Л самой большой своей наградой. Подобных случаев в советском паровозостроении было два: пассажирский Л — в честь В. И. Лопушинского и Щ — в честь Н. Л. Щукина). Паровоз ИС, в создании которого он принимал участие, был удостоен Гран-При на Всемирной Парижской выставке 1937 года.

Под руководством или при непосредственном участии Лебедянского были созданы паровозы ФД, ИС, 2-3-2К, 5П, 9П, ЭР, Л, ОР23, П34, П36, П38, тендер-конденсатор П11 к паровозу серии СО19, бустер, теплопаровоз ТП1-1, тепловозы серий ТЭ50, ТЭП60, ТГП50, газотурбовозы Г1 и ГП1.

В 1947 году коллектив инженеров, руководимый Лебедянским, приступил к созданию нового пассажирского паровоза, который впоследствии получил обозначение П36. Этот паровоз стал достойным завершением эпохи паровозов в истории железных дорог России и СССР. П36-0251 стал последним паровозом, построенным в СССР (производство грузового паровоза П38, созданного в 1950 году, было прекращено ранее, в 1954 году, в связи с его неэкономичностью и низкой маневренностью).

В 1955 году Лебедянский начал работать над созданием тепловозов, которые должны были сменить паровозы. 29 июня 1956 года Лев Лебедянский открыл торжественным митинг, посвящённый одновременно выпуску Коломенским заводом последнего паровоза (П36-0251) и первого тепловоза (ТЭ3-1001). Оба локомотива были созданы под руководством Льва Сергеевича.

Между 1950 и 1960 годами Лебедянский активно работал над проектированием тепловозов. За это время им было спроектировано три опытных тепловоза, один из них пошёл в серию. В то же время главным направлением деятельности Лебедянского после Великой отечественной войны стало создание газотурбовозов.

Первый газотурбовоз, получивший обозначение Г1-01 прошёл обкатку 24 декабря 1959 года. После длительных испытаний, продемонстрировавших хорошие качества нового локомотива, Г1-01 был отправлен в локомотивное депо Кочетовка (станция Кочетовка) ЮВЖД для нормальной эксплуатации.

В апреле 1963 года проводилась выставка новейших локомотивов СССР, на которой демонстрировался и газотурбовоз Г1-01. Эту выставку удостоил своим посещением Н. С. Хрущёв. Газотурбовоз Хрущёву понравился, однако Лебедянский, присутствовавший на выставке, имел неосторожность возразить на реплику о малом КПД газотурбовоза. Хрущёв не стал обсуждать с главным конструктором технические характеристики локомотива и покинул выставку.

В июне того же года Лебедянский был вызван на беседу к директору Коломенского завода Пятову В. М., в которой ему сообщили о прекращении работ с газотурбовозами. Не исключено, что это решение было связано со спором с Хрущёвым. В ходе спора с директором завода у Лебедянского случился сердечный удар. Его увезли на скорой в больницу. Из-за продолжающихся трений с директором завода Пятовым, Лебедянский вскоре уволился с Коломенского завода. Через некоторое время Лебедянский стал жертвой инсульта. Правую половину тела парализовало.

30 января 1968 года бывший главный конструктор умер.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (9147) — за разработку конструкции нового товарного паровоза серии Л
  • орден Ленина
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • два знака «Почётный железнодорожник»

Память

В память о Лебедянском на доме № 330 по улице Октябрьской революции, в котором он прожил последние двадцать восемь лет своей жизни, была укреплена мемориальная доска. Проложенный неподалёку бульвар был назван его именем. На этом бульваре в качестве памятника был установлен паровоз Л-0012. В 1998 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Лебедянского, мемориальная доска была установлена на здании управления Коломенского завода.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ