Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Живопись

русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета


Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735 года, Киев, Российская империя — 4 [16] апреля 1822, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.

Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос (укр. Ніс)), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна ещё в XIX веке.

Произведения

  • Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769 (Русский музей, Санкт-Петербург).

  • Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова. 1772? (Русский музей, Санкт-Петербург).

  • Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Русский музей, Санкт-Петербург).

  • Портрет П. А. Демидова. 1773 (Третьяковская галерея, Москва).

  • Смолянки Левицкого
  • Опекунская серия
  • Портрет Анны Давиа Бернуцци (1783)
  • Портрет дочери Агаши в русском (1785)
  • Портрет неизвестного из семьи Салтыковых (Третьяковская галерея, Москва) (~1780)

Память

  • На монетах и почтовых марках
  • Памятная монета России

  • Почтовая марка СССР, 1972 год

  • Почтовая марка России, 2010 год: Автопортрет

  • Почтовая марка России, 2010 год: Портрет Г.И. Алымовой

Библиография

  • Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902;
  • Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964;
  • Кузнецов С. О. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 495-513 ISBN 978-5-9916-3527-1
  • Д. Г. Левицкий. 1735–1822: Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. Л., 1987
  • Г. В. Пирожков, А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко: СМОЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КЛАДБИЩЕ // В книге: Александр Валерьевич Кобак, Юрий Минаевич Пирютко, "Исторические кладбища Санкт-Петербурга". — изд. 2-е, дораб. и испр.. — М.: Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02688-0.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ