Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лекторский, Владислав Александрович

Лекторский, Владислав Александрович

Философы

День рождения 23 августа 1932

советский и российский философ, специалист в области теории познания, психологии и философии науки


Владислав Александрович Лекторский (род. 23 августа 1932, Москва) — советский и российский философ, специалист в области теории познания, психологии и философии науки. Действительный член РАО с 6 апреля 1995 года по Отделению образования и культуры. Член-корреспондент РАН c 30 мая 1997 года по Отделению философии, социологии, психологии и права (философия), академик c 25 мая 2006 года.

Биография

Окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1955) и аспирантуру Института философии АН СССР (1959). С 1957 года — сотрудник Института философии: с 1969 года — заведующий сектором теории познания, с 1992 года — заведующий Центром эпистемологии, с 1998 года — заведующий отделом эпистемологии и логики. Кандидат философских наук (1964; диссертация «Познавательное отношение»), доктор философских наук (1978; диссертация «Субъект, объект, познание»). Профессор (1979). Председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК (1988—1998). С 1988 года — член совета директоров Международной федерации философских обществ, вице-президент федерации (1993—1998). С 1988 года также входит в руководство Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности. Асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки (1991—1995).

В 2000-е годы — заведующий кафедрой эпистемологии и логики философского факультета ГАУГН, председатель экспертного совета по социальным наукам РГНФ (с 1995), заместитель руководителя междисциплинарного семинара «Точные методы в гуманитарных науках» при Президиуме РАН, заместитель руководителя Научного совета по методологии искусственного интеллекта при Отделении общественных наук РАН, член административного Ученого совета и специализированного совета по онтологии, теории познания и философии науки Института философии РАН (руководит семинарами по рациональной философии и по философии сознания), член Учёного совета философского факультета НИУ ВШЭ.

С 1996 года читает в ГАУГН лекционный курс «Введение в эпистемологию», ведёт семинары, руководит курсовыми и дипломными работами. Периодически читает лекции в РАНХиГС. В 2004 году читал курс «Философия субъективности» на философском факультете УрГУ им. А. М. Горького (Екатеринбург).

С 1987 по 2009 год — главный редактор журнала «Вопросы философии», председатель международного редакционного совета журнала.

В 1991 году по приглашению Н. Г. Алексеева включился в работу Научного совета по философии образования при Президиуме РАО (совместно с рядом ведущих философов, психологов и педагогов: Ю. В. Громыко, И. И. Ильясовым, В. В. Давыдовым, В. С. Мухиным, Н. И. Непомнящей, В. А. Петровским, А. П. Огурцовым, В. М. Розиным, Б. В. Сазоновым, В. И. Слободчиковым, И. Н. Семёновым, В. С. Швыревым, П. Г. Щедровицким, Э. Г. Юдиным).

Научная деятельность

Создатель научной школы исследования познания и знания в междисциплинарном и культурно-историческом контексте (при взаимодействии философии, когнитивной психологии, семиотики, культурологии, истории научного познания).

Познание

В работах развивает концепцию деятельностного и культурно-исторического анализа познания, даёт критику натуралистической интерпретации познания, вводит понятие «предмета-посредника» в различных формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем, обосновывает концепцию специфически социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Им также изучены взаимоотношения деятельностного, конструктивистского и коммуникативного подходов в исследовании познания, в частности в анализе восприятия и мышления.

В «мета-эпистемологических» исследованиях рассмотрел различные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и данные психологии. Важную роль в концепции Лекторского играет идея существования двух типов субъектов: индивидуального и разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ