Александр Александрович Лешерн фон Герцфельд (сер. 1840-х годов, Малые Меглецы, Николо-Мошенская волость, Боровичский уезд, Новгородская губерния Российская империя — после 1925 года, Ленинград, СССР) — русский инженер путей сообщения, организатор строительства и эксплуатации железных дорог, проектировщик, предприниматель.
Родной брат Софьи Александровны Лешерн фон Герцфельд.
Биография
Представитель старинного дворянского рода, восходящего к шведскому офицеру Лешерну фон Герцфельду (Lschern v. Herzfeld) пленённому русскими в ходе Северной войны и взятому на службу российским императором Петром I. С 1760 года — дворяне Эстляндской губернии. Родился в семье генерал-майора Александра Карловича Лешерн фон Герцфельда (1804—1872) и его супруги Натальи Алексеевны (1817—1895). Родители похоронены на погосте при Краснянской церкви Долговской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Вместе с Александром воспитывались старшая сестра Анна (31.1.1838 — 8.9.1899) и младшая — Софья (1842—1898).
Получил хорошее домашнее образование.
В начале 1860-х годов поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. После окончания института занимался организацией строительства участка Рязанско-Воронежской железной дороги.
Весной 1868 году женился на Марии Павловне Мейнгардт. Развелись в 1871 году.
С 1869 года — в системе Министерства путей сообщения Российской империи.
Сын и внучка
- Павел Александрович — русский инженер путей сообщения
- Лидия Павловна, с 1926 года замужем за Виктором Николаевичем Анфимовым.
Предпринимательские и инженерные проекты
- 5 февраля 1892 года с компаньонами написал прошение к правительству с просьбой о даровании концессии на постройку ширококолейной железной дороги от Санкт-Петербурга, через города Вологду и Вятку, до Перми. Прошение было удовлетворено.
- В 1898 году направлено предложение на «проведение изыскательских работ по организации железнодорожного сообщения между Петербургом и Ораниенбаумом, Стрельной, Павловском и дер. Большое Виттолово». Проект решено было осуществить за счёт финансовых средств предпринимателей. Многие годы вследствие проволочек с открытием финансирования и организацией акционерного общества, реализация проекта не начиналась и осенью 1907 года А. А. Лешерн фон Герцфельд отозвал свой проект.
- В июле 1900 г. министру императорского двора был представлен проект созданный совместно с архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене постройки у Биржевого сквера на Васильевском острове здания для проведения концертов, выставок, съездов и т. п. Однако из-за нежелания Морского министерства передать землю Новой Голландии под застройку, проект был отклонён.
- В 1906 году предлагал провести надземную электрифицированную железную дорогу через центр Санкт-Петербурга.
Ссылки
- Прибылева-Корба, Анна Павловна // Большая биографическая энциклопедия.