Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лидов, Алексей Михайлович

Лидов, Алексей Михайлович

Наука - Другое

День рождения 09 марта 1959

российский учёный, историк и теоретик искусства, византолог и религиовед, автор концепции иеротопии


Алексей Михайлович Лидов (род. 9 марта 1959 года, Москва) — российский учёный, историк и теоретик искусства, византолог и религиовед, автор концепции иеротопии (наука о создании сакральных пространств).

Биография

Лидов родился 9 марта 1959 года в Москве. Отец — Михаил Львович Лидов, известный учёный в области небесной механики. Мать — Диана Георгиевна Седых, математик. В 1981 году Лидов закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. До 1985 года работал младшим научным сотрудником Государственного музея искусства народов Востока. В дальнейшем учился в аспирантуре Отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. После защиты кандидатской диссертации до 1990 года работал заведующим сектором искусства Кавказа Государственного музея искусств народов Востока. В 1990 — 1991 годах заведовал кафедрой мировой художественной культуры Российского Открытого Университета. В 2008—2009 гг. работал заместителем президента Российской академии художеств по научным и инновационным программам. С 2010 года работает заведующим отдела культуры древности Института мировой культуры МГУ. Лидов читал лекции и работал в качестве приглашённого исследователя в Принстонском, Гарвардском, Оксфордском, Кембриджском, Токийском, Центрально-Европейском университетах, Сорбонне и др.

Научная деятельность

В МГУ Лидов специализировался по истории византийского искусства. Оказавшись по распределению в Государственном Музее искусства Востока, он стал заниматься христианским искусством Армении и Грузии. В 1991 году Лидов написал свою первую книгу, посвящённую фрескам Ахталинского монастыря в Армении и развивавшую тему его кандидатской диссертации. В книге охарактеризована художественная культура армян-халкидонитов, соединившая византийские, грузинские и армянские традиции. В дальнейшем Лидов стал заниматься византийской иконографией, в особенности литургической темой и образом Небесного Иерусалима. Было показано, что под влиянием богословских идей, возникших в контексте Великой Схизмы 1054 г., сформировалась новые программы храмовой декорации с доминирующими темами Причащения апостолов и Христа-священника. В 1991 году Лидов организовал независимый Научный центр восточнохристианской культуры (ЦВК), который занимается междисциплинарными исследованиями символического языка византийской и древнерусской культур. В организации центра участвовали также А. Л. Баталов, Л. А. Беляев, А. А. Турилов, Б. А. Успенский.

Важную роль в творческой жизни Лидова сыграла работа в Институте перспективных исследований (Institute for Advanced Study) в Принстоне в 1994—1995 гг. а также поездка в монастырь Святой Екатерины на Синае в 1996 году, результатом которой стала книга-альбом, первое в России монографическое издание с описанием уникальной коллекции византийских икон, хранящихся в монастыре. Некоторые аспекты лидовских интерпретаций синайских икон критиковались с позиций церковного богословия.

В дальнейшем Лидов обратился к исследованию чудотворных икон и реликвий. Были проведены две выставки: «Христианские реликвии в Московском Кремле» и «Спас Нерукотворный в русской иконе» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, организована международная конференция, вышли сборники. Ряд исследований был посвящёнчудотворной иконе Одигитрии Константинопольской и связанным с ней обрядом «вторничного действа», а также образу Спаса Нерукотворного и традиции его почитания в Византии и Древней Руси.

Изучая роль чудотворных икон и реликвий в формировании сакрального пространства в православной традиции, Лидов сформулировал в 2001 году новое понятие иеротопии. Главный тезис состоял в том, что создание сакральных пространств должно рассматриваться как особая сфера творчества и самостоятельный предмет историко-культурных исследований. Концепция иеротопии, имеющая общий характер и применимая в принципе ко многим явлениям сакрального, широко обсуждалась в научном сообществе и получила международное признание. В контексте иеротопических исследований, были также введены в научный обиход два новых понятия: «пространственная икона» и «образ-парадигма».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ