Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лифарь, Серж

Лифарь, Серж

Театр

02 апреля 1905 - 15 декабря 1986

артист балета, балетмейстер, теоретик танца и коллекционер; крупный деятель хореографии Франции украинского происхождения, основатель Парижского университета хореографии и Университета танца


Серж Лифарь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь (укр. Сергій Михайлович Лифар); официально 2 апреля 1904 (точно 1905), Киев, Российская империя — 15 декабря 1986, Лозанна, Швейцария) — артист балета, балетмейстер, теоретик танца и коллекционер; крупный деятель хореографии Франции украинского происхождения, основатель Парижского университета хореографии и Университета танца.

Биография

Сергей Лифарь родился вероятнее всего в предместье Киева, Пирогове или же Вите Литовской (ныне пос. Чапаевка, пригород Киева) в скромной семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства, а точнее — помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко. В метрической книге с. Пирогова, где находилась единственная в окрестностях церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 г. Семья состояла из родителей, 2-х братьев и сестры: Василий (1904—1982), Леонид (1906—1982), Евгения (1903—1968). Семья Лифарей имела казацкие корни.

В эмиграции с 1923 года. В 1923—1929 годах — ведущий солист «Русского балета» Дягилева. С 1929 года — ведущий солист балета театра Парижской оперы, позднее его балетмейстер.

Творчество

Но определяющим в его судьбе стала встреча с Брониславой Нижинской, сестрой известного в то время танцовщика Вацлава Нижинского. Именно её балетная секция и стала для 17-летнего Сергея первым шагом к вершинам мастерства.

В 1922 году Нижинская эмигрировала в Париж, где сотрудничала со знаменитым «Русским балетом» Сергея Дягилева. Через год она пригласила в труппу своих лучших учеников, среди которых был и Лифарь. В Париже его учителями стали виртуозный итальянец Энрико Чекетти и бывший наставник Вацлава Нижинского Николай Легат (Лифарь был отправлен в Италию Дягилевым, якобы на каникулы, но на самом деле к Чекетти. О том, что он обучается у старого итальянского мастера знала только Нижинская (которая не верила в Лифаря) и Дягилев).

Самоотверженный труд, фанатичная любовь к танцу быстро сделали из скромного, любознательного юноши первого солиста «Русского балета». После его триумфов в ролях Блудного сына в одноимённом балете Прокофьева, Аполлона в «Аполлоне Мусагете» и Ивана-Царевича в «Жар-Птице» Стравинского сам Дягилев скажет: «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета».

Переломным в жизни Лифаря стал 1929 год. Начиная с этого года русский балет за рубежом перенёс три крупных потрясения: умерли Сергей Дягилев и Анна Павлова, покинул сцену Нижинский. Именно тогда ярко вспыхнула звезда Сержа Лифаря.

Хореограф

После смерти Дягилева 24-летнему Лифарю предложили возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». Он стал для французского балета тем, кем в XIX веке был для русского француз Мариус Петипа. Более 30 лет отдал этому театру, был его солистом, хореографом, педагогом. Фактически он возродил французский балет, его репертуар, труппу, его школу и славу, став одним из основоположников (вместе с Баланчиным) нового направления в балете — «неоклассицизма».

Икар

Один из самых известных балетов того времени, «Икар», станет олицетворением самого Лифаря. Известный театральный критик того времени Плещеев так отзывался на этот образ: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика — это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование… „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта.».

Война и оккупация Парижа

В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остаётся в Париже, возглавляет театр, создаёт свои лучшие спектакли, среди которых «Ромео и Джульетта», в котором сам исполнял главную партию. В 1943 году состоялась премьера ещё одной жемчужины Лифаря — «Сюиты в белом» — одной из первых совершенных попыток заинтересовать зрителей исключительно бессюжетным спектаклем. Также Лифарь пишет статьи для газеты «Парижский вестник».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ