Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Логвинович, Георгий Владимирович

Логвинович, Георгий Владимирович

Наука - Другое

10 февраля 1913 - 10 февраля 2002

советский, российский и украинский учёный в области гидродинамики, академик АН УССР


Георгий Владимирович Логвинович (10 февраля 1913 года, имение Леонтьево близ Вязьмы — 10 февраля 2002 года) — советский, российский и украинский учёный в области гидродинамики, академик АН УССР (1967).

Биография

Родился в дворянской помещичьей семье, отец — Владимир Георгиевич. По отцовской линии предки восходили к сподвижнику Богдана Хмельницкого — Логвинову-Бунчуку. Мама — Татьяна Федоровна Филатова, приходилась дальней родственницей врачу-офтальмологу В. П. Филатову.

С 1916 года семья жила в Москве.

После революции 1917 года был вынужден подрабатывать, был курьером, электромонтёром. В школьные годы увлёкся техникой, ещё будучи учеником девятого класса получил свой первый патент на бензиновый мотор для велосипеда. Окончил среднюю школу № 43 (в Москве, в Скатертном переулке) с конструкторским уклоном (1930), поступил на завод «Редкие элементы», конструктор. Занимался разработкой новых твердых сплавов, предложил новую конструкцию высокотемпературной электрической печи. В возрасте 18-ти лет возглавил собственное небольшое конструкторское бюро. В 19 лет был ответственным за проект нового производства металлического бериллия, технический руководитель по монтажу и наладке оборудования нового производства. Выполнил расчет распределения электромагнитных характеристик в электролите при промышленном производстве бериллия.

По заводской путевке поступил на физический факультет в Московский университет, учился без отрыва от производства. В годы индустриализации работал на литерном (спецназначения) заводе, возглавлял ПКБ, создавал новые установки, предложил паротурбинный двигатель, самонаводящуюся авиационную торпеду.

Окончил Московский университет (1935), был призван на военную службу, курсант-одногодичник. Служил в химвойсках. Вступил в комсомол. Изготовил по собственному проекту ракету доставки дымовых шашек на рубеж и получил направление в Академию химзащиты. Во время полевых учений по прорыву укрепрайона, командуя химвзводом, проявил тактическую инициативу, был отмечен благодарностью командующего армией И. Уборевича. Получил звание младшего лейтенанта.

Работал на предприятиях авиационного профиля, на Дирижаблестрое, рассчитывал балки сложной формы для авиаконструкций на продольную устойчивость при сжатии. По совместной производственной и общественной работе познакомился с И. В. Остославским, И. В. Ананьевым, Г. П. Свищевым. В 1938 году перешёл в ОКБ-17 Судпрома, занимался разработкой рикошетирующей торпеды, устойчивостью планера с гироскопом, самоустанавливающейся гидродинамической решеткой, устойчивостью материалов. Возглавил разработку корабельного минного охранителя, участвовал в натурных испытаниях (1940—1941).

В годы Великой Отечественной войны — офицер Минно-торпедного управления ВМФ, по служебным делам находился на Белом, Балтийском, Чёрном, Каспийском морях, Тихом океане. На подводной лодке ходил в Турку и Хельсинки. Дважды корабли, на которых служил Логвинович, получали прямые попадания бомб и один раз перенесли торпедную атаку. Участник операций «Северный конвой» по проводке англо-американских караванов морских судов в Архангельск. Участвовал в разработке плавающих фугасов для подрыва речных переправ противника. Войну закончил в Севастополе.

С 1945 года, откомандированный из ВС, работал в ЦАГИ, кандидат наук (1948), доктор наук (1954). Военную службу окончил в 1968 году в звании инженер-полковник.

В 1966—1971 годах одновременно с работой в ЦАГИ был директором Института гидромеханики АН УССР. В 1979—1999 годах возглавлял 12-ое (гидродинамическое) отделение ЦАГИ.

Преподавал в Московском энергетическом институте, профессор (1957).

Член Национального комитета по теоретической и прикладной механике СССР (1965).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Научные интересы

Сформулировал принцип независимости расширения развитой каверны.

В 1959 году выдвинул концепцию нового высокоскоростного подводного оружия — ракеты-торпеды, развивающей скорость до 200 узлов в час (программа «Шквал»).

Жизненное кредо

Человек, не могущий технически обслужить свой автомобиль, не может работать в ЦАГИ.

Личная жизнь

Жена — Татьяна (1913—1994), дочь известных оперных певцов В. Н. Петровой-Званцевой и Н. Н. Званцева.

Награды и премии

  • Ленинская премия (1978, в составе коллектива) за создание системы «Шквал»
  • Премия имени Н. Е. Жуковского (1965) за монографию «Гидродинамика течений со свободными границами»
  • Премия имени Н. Е. Жуковского (1991) за вклад в научное обеспечение разработки самолёта-амфибии А-40.
  • Государственная премия Украины в области науки и техники (2002) за цикл работ по исследованию суперкавитационных течений

Библиография

  • Гидродинамика течений со свободными границами. — Киев: Наукова думка, Институт гидромеханики, 1969. — 215 с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ