Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лосский, Владимир Николаевич

Лосский, Владимир Николаевич

Религия

французский богослов Парижской школы богословия, деятель русского зарубежья, основоположник «неопатристического» синтеза в православном богословии


Владимир Николаевич Лосский (26 мая (8 июня) 1903, Гёттинген, Германская империя — 7 февраля 1958, Париж, Франция) — французский богослов Парижской школы богословия, деятель русского зарубежья, основоположник «неопатристического» синтеза в православном богословии.

Биография

Сын известного философа-интуитивиста Н. О. Лосского. Внук выдающегося российского педагога и публициста Владимира Яковлевича Стоюнина. Родился в германском городе Гёттинген. В 1920—1922 гг. учился в Петрограде.

В 1922 г. семья Лосских была выслана из России. Жил в Праге (1922—1924), где работал с Н. П. Кондаковым. С 1924 г в Париже. Учился в Сорбонне (1924—1927). В 1925—1926 гг. вступил в Свято-Фотиевское братство. В 1940—1944 гг. участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. — декан института. Стараниями В. Н. Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже. Один из руководителей Содружества святого Албания и преподобного Сергия.

Наряду с трудами протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, архимандрита Киприана (Керна) и др., работы Владимира Лосского послужили началом, по выражению Георгия Флоровского, «освобождения из пленения» схоластической программой латинской теологии, усвоенной академическим богословием Русской Православной Церкви в XVIII—XIX веках. Впоследствии на основе освобождённых от пленения православной христологии и антропологии протоиереем Николаем Афанасьевым была разработана современная православная экклезиология.

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Семья

  • Жена (с 1928 года) — Магдалина Исааковна Малкиель-Шапиро (1905—1968), церковный деятель, из известного купеческого семейства Малкиель, приходилась сестрой виолончелисту и музыковеду, профессору Токийской консерватории Константину Исааковичу Шапиро (1896—1992), двоюродной сестрой (по материнской линии) Виктору Максимовичу Жирмунскому, троюродной сестрой писателю Юрию Николаевичу Тынянову и лингвисту Якову Львовичу Малкиелю. Её отец, Исаак Сергеевич (Соломонович) Шапиро (1860—1929), был директором банка в Саратове.
  • Николай Лосский (род. 1929), профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже (по кафедре истории Западной Церкви), священник с 2006 года.
  • Иван Лосский (1932—1971), филолог
  • Мария Семон (род. 1934), филолог, историк литературы, преподаватель
  • Екатерина Асланова (1936—2000)

Научные труды, публикации

  • Спор о Софии. — Париж: Братство св. Фотия, 1936.
  • Essai sur la Theologie Mystique de l’Eglise d’Orient. — Paris, 1944. (2-е издание — 1977) (Английский (1957), немецкий (1961), русский (1972) переводы).
  • The Meaning of Ikons. — London, 1944. (2-е издание — Boston (Mass.): Boston Book & Art Shop, 1969; 3-е издание (репринт) — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1982). Совместно с Л. А. Успенским.
  • Theologie negative et connalssance de Dieu chez Maitre Eckhart. — Paris: J. Vrin, 1960 (2-е *Vision de Dieu. — P.; Neuchatel: Delachaux et Niestle, 1962 (Английский (London; Clayton: The Faith Press; American Orthodox Press, 1963.), немецкий (1964) переводы).
  • A I’image et a ressemblance de Dieu. — Paris: Aubier-Montaigne, 1967. (Английский перевод — London, 1974).
  • La paternite spirituelle en Russie. — Paris, 1977. Совместно с Н. С. Арсеньевым.
  • Orthodox theology: An Introduction. — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1978.
  • Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.//Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. — М.: Издание московской патриархии. — 1972. — с. 9-128
  • Догматическое богословие // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 131—183
  • «Видение Бога» в Византийском богословии// Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 187—194
  • Паламитский синтез // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 195—203
  • Господство и Царство // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 205—214
  • Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. Париж, 1986. — 194 с.
  • Александрия // Богословские труды. — 1983. — № 24. — С. 214—229
  • Каппадокийцы // Богословские труды. — 1984. — № 25. — С. 161—168
  • По образу и подобию. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Боговидение. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Спор о Софии. Статьи разных лет. — М.: Свято-Владимирское братство, 1996.
  • Его экзистенциальное эссе Sept jours sur les routes de France: Juin 1940. — Paris: Cerf, 1998; переведено 2012 году. СЕМЬ ДНЕЙ НА ДОРОГАХ ФРАНЦИИ.
  • Богословие и боговидение: Сб. статей. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ