Владимир Алексеевич Лотарев (1914—1994) — советский конструктор авиационных двигателей, академик АН УССР (1985). Герой Социалистического Труда (1974).
Биография
Родился 2 (15 ноября) 1914 года в городе Александрск-Грушевский (ныне Шахты Ростовской области). Отец — Алексей Евграфович работал шахтёром, мать — Валентина Прокофьевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.
Трудовую деятельность В. А. Лотарев начал в 1930 году учеником электрослесаря горнопромышленного училища в городе Шахты. После окончания Харьковского авиационного института В. А. Лотарев с 1939 года работал на запорожском Заводе имени Баранова № 29 инженером-конструктором, начальником конструкторской группы по доводке опытных моторов М-89, устанавливаемых на бомбардировщик Ил-4, участвовал в создании двигателя М-90 для самолетов Сухого.
После эвакуации завода № 29 в Омск с сентября 1941 года в должности начальника конструкторской бригады участвовал в налаживании серийного выпуска двигателя М-88Б для Ил-4, а затем с 1943 года нового поршневого мотора АШ-82ФН для бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, истребителей Ла-5, Ла-7 и транспортных самолётов Ил-12, Ил-14, одновременно вёл разработку новых конструкций.
С сентября 1944 года работал в серийно-конструкторском отделе завода в качестве ведущего конструктора по двигателю М-26 и заместителем начальника серийно-конструкторского бюро. На этой должности отвечал за повышение надежности серийных двигателей М-88Б, АШ-82ФН. При непосредственном участии Лотарева был спроектирован, изготовлен и сдан на государственные испытания мотор средней мощности М-26.
30 августа 1945 года переведён в Запорожье в ОКБ завода № 478 на должность ведущего конструктора по дальнейшей доводке мотора М-26 и его модификаций. В марте 1946 года он назначается заместителем главного конструктора ОКБ, в 1963 году — главным конструктором Государственного союзного ОКБ, а в 1981 году — Генеральным конструктором уже Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс».
При непосредственном участии В. А. Лотарева было создано большое количество типов двигателей:
- Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых и легких многоцелевых транспортных самолетов Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.
- Семейство поршневых и газотурбинных двигателей: АИ-4В, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-7, Ми-8, Як-100 и многоцелевом транспортном винтокрыле Ка-22.
- Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, АИ-9В, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и на большинстве вертолетов Миля и Камова.
- Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских Ан-10, Ан-24, Ил-18, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-26, самолетов специального назначения Ан-30, Ил-20, Ил-22, Ил-38 и гидросамолета Бе-12.
- Первый в СССР двигатель АИ-25, который устанавливался на пассажирском самолете Як-40 и сельскохозяйственном самолете М-15.
- Семейство турбореактивных двухконтурных двигателей для учебно-тренировочных самолетов: АИ-25ТЛ и ДВ-2 для чешских самолетов L-39, L-59.
- Семейство двигателей большой степени двухконтурности: ТРДД Д-36 для пассажирских и транспортных самолетов Як-42, Ан-72, Ан-74; ТРДД Д-18Т для самых грузоподьемных самолетов в мире Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия»; турбовальный двигатель Д-136 для самого большого и грузоподъемного вертолета в мире Ми-26.
- Семейство двигателей наземного назначения:
-
- газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для скоростных судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
- пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
- двигатель АИ-8С для разбрызгивания ядохимикатов на сельскохозяйственном самолете Ан-2М,
- ГТП АИ-8П для установки тушения пожаров в закрытых помещениях ГИГ-4 (генератора инертных газов),
- ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
- ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41
Автор 13 авторских свидетельств на изобретения в области авиационной техники и печатные труды по этой же тематике. доктор технических наук (1971). Член-корреспондент АН УССР (1976), академик АН УССР (1985).
Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—1989) от Запорожской области.
Умер 20 июля 1994 года. Похоронен в Запорожье на Капустяном кладбище.
Награды и звания
- заслуженный деятель науки УССР (1984)
- Герой Социалистического Труда (1974)
- три ордена Ленина (1966, 1974, 1982)
- орден Красной Звезды (1946)
- орден Октябрьской Революции (1971)
- орден Трудового Красного Знамени (1957)
- орден Труда (ЧССР, 25.10.1984)
- Сталинская премия третьей степени (1948) — за создание новых авиационных моторов
- Государственная премия СССР (1976)
- Ленинская премия (1960)
- медали
Литература
- Корниенко О. Владимир Лотарев : Жизнь, отданная авиации. — Запорожье : Дикое поле, 2014. — 303 с. — ISBN 9789662752496.
- И. Ф. Кравченко, В. М. Меркулов. Лотарев Владимир Алексеевич // Теоретические и прикладные проблемы создания авиационных двигателей и энергетических установок : тезисы докладов Междунар. научно- техн. конф., 16-17 окт. 2014 г., г. Запорожье : 90-летию Упр. гл. конструктора АО "Мотор Сич" - посвящается. — Запорожье : Мотор Сич, 2014. — С. 10-14.