Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лука Жидята

Лука Жидята

Религия

второй епископ Новгородский, в первой половине XI века


Лука Жидята (или Жирята, или Вежета, или Желдата) — второй (по времени) епископ Новгородский, в первой половине XI века. Первый русский человек, ставший епископом. Почитается Русской церковью в лике святых, память совершается в Соборе святителей Новогородских 4 октября и 10 февраля (по юлианскому календарю).

Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в русской церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима. Сведения о жизни и деятельности Луки Жидяты крайне скудны: из летописи известно, что он занял кафедру в Новгороде в 1034; в 1051 освятил Софийский собор; вскоре после того был оклеветан перед митрополитом. Из-за клеветы своего холопа Дудика Лука пробыл в тюрьме три года — с 1055 по 1058 год. Впоследствии холоп был жестоко наказан — ему отрезали нос и обе руки.. Св. Лука скончался по дороге из Киева в Новгород.

Переводы Луки с греческого языка до нас не дошли. Единственное его произведение, известное в древнерусской письменности — весьма краткое «Поучение к братии». Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель новгородский произнёс своё поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях даёт первоначальные наставления веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, ещё мало охваченная христианским учением.

Проповеднику приходилось напоминать прихожанам символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка в поучении интересны указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др. Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV-XVI веков, было напечатано в I томе «Русских достопамятностей» (1815), в «Истории русской церкви преосвятого Макария», часть I, и в «Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков» Ф. Буслаева (1861).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ